|
|
К НОВОЙ ВЛАСТИ СО СТАРЫМИ ПЕСНЯМИ «Укртранснафта»: год не удался Сообщники российской ТНК по реверсу «Одесса-Броды» уже начинают «навешивать лапшу» будущему правительству. Государственный комитет статистики еще в декабре прошлого года сообщал, что перекачка нефти за 11 месяцев 2004 года через нефтетранспортную систему Украины сократилась по сравнению с таким же периодом 2003 г. на 2,5%. Несмотря на то, что заработал реверс Одесса–Броды и, вроде бы, это должно было привести к дополнительным 9 млн тонн транзита. Закончился 2004 год, и стало очевидно, что в декабре к лучшему ничего не изменилось. Поэтому, в «Укртранснафте» предпочитают говорить о другой цифре – о выполнении годового плана прокачки. Он составляет аж 102% от запланированного объема. Уловка бесхитростная – плановый показатель на 2004-ый был занижен специально, чтобы, в случае уменьшения объема транспортировки нефти, все равно показать хорошую цифирь. Так делалось всегда при «плохой» статистике. Так делается и сейчас. Руководство «Укртранснафты» не хочет портить «хорошую» статистику материнской компании «Нефтегаз Украины». Вторая хитрость – говорить побольше для новой власти о якобы имеющихся перспективах роста транспортировки, об успешности эксплуатации Броды–Одесса и т.д. К примеру, в ближайшее время будет сообщаться о перспективах наращивания объемов прокачки в 2005 году, а особо – в 2006 г. И, в первую очередь, через терминал Южный с использованием реверса нефтепровода Одесса–Броды. В качестве доказательства будет приводиться квартальный план АК «Транснефть» увеличить объемы транспортировки в 1-ом квартале 2005 г., что носит исключительно ситуативный характер и не отражает стратегическую перспективу. В то же время, российские нефтяные издания без обиняков указывают на реальные перспективы. Так, например, «Петролеум Аргус» отмечает, что «интерес экспортеров к поставкам через соседний с Одессой порт Южный остается низким». Издание сетует на отсутствие заявок со стороны компаний на использование реверсного маршрута. В лучшем случае, объемы транспортировки останутся прежними. А могут и уменьшиться, ведь Россия продолжает наращивать мощности по транспортировке нефти в своих портах на Балтике, уходя от проблем черноморской перевалки, связанных с Босфором. Накануне Нового года правительство РФ утвердило проект БТС-3 – план очередного увеличения мощности Балтийской трубопроводной системы еще на 10 млн тонн – до 60 млн в год. Бесперспективность реверса подтвердилась и переговорами в Москве, проведенными представителями «Укртранснафты» с российской «Транснефтью» в конце декабря. Как следствие, в двусторонних договоренностях на 2005 год фигурирует нечто примерно следующее – стороны будут создавать условия для прокачки в направлении терминала Южный 8-9 млн тонн нефти. То есть, ни о каких реальных гарантиях речь не идет, а создавать условия можно целый год, не прокачивая при этом нефти, а если и прокачивая – то совсем другим маршрутом. Все, на что удалось уболтать российскую «Транснефть», это увеличить квартальный объем транспортировки для «Укртранснафты». Мотивировалось это тем, что в противном случае «оранжевые» съедят нынешнее лояльное Москве руководство. Логика следующая – может быть удастся на некоторое время «запудрить мозги Ющенко и Юле» – мол у нас все нормально, объемы есть и даже растут, работаем, налоги платим… если еще что-то надо, так отстегнем… Сейчас им не до нас, а потом как-нибудь перемелется… Ярчайший пример бесперспективности реверса – поведение ТНК, которая уже полностью умыла руки, перебросив все свои псевдообязательства на кипрский оффшор с уставным капиталом в 1000 фунтов. Ни нефти, ни обещанных денег, в качестве компенсации за недоиспользованные мощности нефтепровода. Кстати, менеджмент «Укртранснафты» по поводу применения к клиенту, не сдержавшему своих обещаний, принципа «качай или плати» - ни гу-гу. А ведь все дружно заверяли, что этот принцип заложен в основу реверсивных договоров. Кстати, ТНК-ВР официально в декабре объявила о своих планах на ближайшие годы. Среди прочего, речь идет о начале реализации проекта строительства собственного терминала компании на побережье Финского залива в Усть-Луге. В 2005 году на это выделяется $30 млн. К 2007 году терминал планируется ввести в эксплуатацию. Таким образом, в своей нефтетранспортной стратегии ТНК-ВР, как и «Транснефть» сориентирована на балтийское, а не черноморское направление. То есть, реверс Одесса – Броды был политическим заказом, который изначально не сулил Украине никаких экономических дивидендов. Украине – нет, а вот целому ряду лиц – да. Информированные источники утверждают, что у одного из руководителей «Укртранснафты» появилась кое-какая недвижимость на Кипре в дополнение к ранее имевшейся в Подмосковье «хатынки» вкупе с российским паспортом. Кстати, второй паспорт, а иногда, и недвижимость за рубежом имеется у определенной группы менеджмента «Укртранснафты». На всякий случай, так сказать. Поэтому вполне адекватной является, прозвучавшая незадолго до переголосования 26 декабря оценка В. Ющенко «Нефтегаза Украины» (вместе с «Укрзалізницею»), как структур, которые «працюють на олігархів, а не на бюджет». «Це найбільш корумпований сектор економіки», - отметил Ющенко. Второе, что особо примечательно, фиксация возрастающих объемов транспортировки нефти через терминал Южный вовсе не предполагает использования Броды–Одесса. Скорее, наоборот, более интенсивно будет использоваться направление Кременчуг–Южный с отгрузкой нефти через терминал в Южном. Недаром на этом маршруте строится еще одна нефтеперекачивающая станция. Публично же все будет подаваться так, вроде бы работает реверс. Фактически же, речь идет о продолжении политики «развешивания лапши» теперь уже новому руководству государства со стороны коррумпированного менеджмента «Укртранснафты», зарабатывающего не только на тендерных взятках и откатах назначенных победителей, но и на торговле государственными интересами.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|