|
|
ПОЛУРАСПАД Любимый топ-менеджер Кучмы Сергей Тулуб готовил «ядерную» «прихватизацию» Как «помаранчева революція» спасла Украину от «дерибана» атомных электростанций. «Обком» продолжает разговор о «любимых менеджерах» бывшего президента Украины. Уделив достаточно места таким персонам, как покойный г-н Кирпа и ныне здравствующий г-н Бойко, мы вплотную подошли к еще одной фигуре – бывшему министру топлива и энергетики Сергею Тулубу, которого Кучма помянул как выдающего менеджера современности (наряду с двумя вышеуказанными товарищами) в «юбилейном» интервью Пиховшеку в июле 2004 года. Следует признать, что за приватизацией «Криворожстали», «Укррудпрома» и событиями последних месяцев, связанными с выборами президента Украины, СМИ и широкая общественность не обратили должного внимания на активные действия старого руководства страны в энергетическом секторе. А в этой отрасли проходили очень интересные события по подготовке отрасли к поэтапной приватизации, особенно - атомной энергетики, которая производит в настоящее время более 53 % самой дешевой (кроме гидроэнергетики) электроэнергии в Украине. Тем более, что история приватизации энергетической отрасли страны пестрит разными чудесами – в исполнении команды Суркиса-Медведчука и Ахметова-Януковича-Клюева. Что вполне объяснимо, ведь прибыльная и устойчивая работа любого промышленного объекта напрямую зависит от бесперебойного обеспечения энергоресурсами и сырьем (электроэнергия, газ, нефть, бензин и пр.). То есть, ключом к любому промышленному объекту служит сырьевое и энергетическое обеспечение. Для наших новых украинских «хозяев» стоимость этих составляющие должна быть как можно дешевле, а получаемая прибыль как можно больше. Но несмотря на столь «стратегическое» знание энергоотрасли, она все еще частично находится в государственной собственности. Причин этого странного – для реалий «развитого кучмизма» явления много. К ним можно отнести техническую сложность отрасли, слабое понимание ее особенностей новыми украинскими «хозяевами», а также то, что электроэнергия является специфическим товаром, который нельзя положить на склад или украсть и продать без привязки к времени производства электроэнергии. Сдерживающим фактором являлась также жесткая система учета выработки и отпуска электроэнергии, а также монопольные и прозрачные для контролирующих служб средства доставки электроэнергии – линии электропередачи 110, 330 и 750 кВ. Но главным сдерживающим фактором являлась большая балансовая и рыночная стоимость энергогенерирующих объектов и линий электропередачи. Поэтому выкуп этой отрасли «новыми» украинцами, после прозрачной продажи отдельных пакетов облэнерго в 2001 году по реальным ценам (когда кабинетом министров и ТЭК руководили Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко) стал для них экономически невозможен и не выгоден. И все же заинтересованная в приватизации энергетической отрасли команда приняла решение об ее «прихватизации» по ранее опробованному сценарию - за минимальные денежные средства, а лучше бесплатно. Но для этого необходимо было подготовиться и выполнить ряд мероприятий. Первое Провести реорганизацию отрасли, кадровую чистку и расстановку своих людей на всех финансовых потоках в отрасли. Атомные электростанции являются сверхсложными техническими, ядерно- и радиационно-опасными объектами, где повышенные требования к обслуживающему персоналу. Персонал обязан знать и уметь использовать в своей работе технические знания различных направление, а также знать множество Правил безопасной эксплуатации …. Сергей Тулуб на посту Президента НАЭК «Энергоатом» начал свою работу с «воспитания» руководителей атомной отрасли и контроля финансовых потоков в отрасли. Первоначально он провел работу по подавлению самостоятельности и личной воли «кадров». Здесь ему большое подспорье оказало то, что он продолжал совмещать новую должность президента «Энергоатома» с должностью заместителя секретаря Совета нацбезопасности и обороны (до ноября 2002 года). Тулуб, имея в своих руках аппарат СНБО, организовал сбор компромата и другой информации на руководящий и технический состав атомных станций и НАЭК «Энергоатом». В течение года, как отмечали приближенные Тулуба, нужные специалисты были «причесанные». Другие были уволены. Для исключения в будущем каких-либо претензий атомщиков, в том числе и на право собственности при приватизации, была проведена реорганизация отрасли с разделением атомных станций на отдельные обособленные предприятия. Таким образом были отделены люди, непосредственно занятые эксплуатацией АЭС («нужные люди») от остального персонала, выполняющего вспомогательные функции на атомных станциях (ремонтные, автотранспортные, складские и пр.). В будущем, при приватизации атомных станций, это бы могло повлиять на обеспечение людей работой и их социальную защищенность в зависимости от специальности и важности для атомной отрасли их профессии. В принципе, ничего нового и здесь не было придумано – особенно, если учитывать «донецкие» корни г-на Тулуба. В 90-х годах, при губернаторе Щербане, в Донбассе таким же образом обошлись с угольными производственными объединениями: шахты – отдельно, инфрастуктура – отдельно. Потом всякие «угольные» (то есть ведомственные) объекты удалось счастливо «распихать» - от детских садов, где разместились со временем офисы, и автотраспортных предприятий до крупнешго в стране выставочного центра «Эксподонбасс». Второе. Выполнить за счет народных (надбавка в тарифе) и государственных денежных средств достройку атомных станций (второй блок Хмельницкой АЭС и четвертый блок Ровенской АЭС) и линий электропередачи, провести техническую модернизацию и реконструкцию остальных атомных станций. Как это похоже на предпродажную подготовку комбината «Криворожстали»! Ведь перед продажей комбината также проводились несколько лет работы по капитальному ремонту доменных печей и государство затратило значительные денежные средства на эти работы. После «окончания работ» объект приняли господа Пинчук и Ахметов. В настоящее время проводятся работы по проектированию и достройке подстанций «Западно-украинская» и линий электропередачи «ЮУ АЭС - Исакча». Это позволить увеличить пропускную способность электропередачи в Европу. Вот вам и достойный рынок сбыта! Вообще говоря, это нужно приветствовать, так как данное строительство повышает уровень энергонезависимости Украины и позволит увеличить продажу электроэнергии в Европу где стоимость кВт-ч значительно дороже чем в России, а также выполнять транзит российской электроэнергии в Европу. Но, разумеется, «приветствовать» это начинание можно только в том случае, если эксплуатация новых линий будет приносить пользу всему народу, а не «спонсировать» планы преобразования, например, донецкого «Шахтера» в сборную Бразилии. Третье. «Прихватизаторам» необходимо накопить денежные средства на счетах своих фирм для будущего выкупа объектов атомной энергетики. Для выполнения этой задачи была разработана целая система, включая прикрытие, получения и накопления денежных средств. Можно назвать несколько из них: - было создано обособленное предприятие «Атомкомплект» которое возглавили преданные Тулубу люди, через которых проводилась работа с поставщиками по увеличению стоимости закупаемого оборудования и получение от этих поставщиков так называемых «откатов». Эти «откаты» порой достигали сотни процентов от заводской стоимости закупаемого оборудования; - получение разницы между оплаченной и фактической стоимостью строительно-монтажных работ; - скупка через «свои» банки и фирмы облигаций НАЭК «Энергоатом», выпущенных на сумму 500 миллионов гривень, в нарушение действующего законодательства, «Энергоатомом» в 2003-04 годах - с погашением в 2006 году; - концентрация, в основном в «бизнесовых» и банковских структурах России, векселей, выпущенных ранее «Энергоатомом» на многомиллионные суммы. Срок погашения этих векселей – 2005 год! Для аккумуляции денежных средств использовалась схема коллективного прикрытия и коллективной безответственности. Имеется в виду коллективное участие и подписание завышенных стоимостей оборудования, материалов и работ - как членами тендерной комиссии НАЭК «Энергоатом», так и членами комиссии НКРЭ. Отсутствие в составе НКРЭ технических специалистов-атомщиков вынуждало НКРЭ подписывать закупки оборудования и услуг, полностью доверяясь техническим заключениям специалистов «Энергоатома» и АЭС. НКРЭ проявляло лояльность в подписании затрат по НАЭК и по другой причине - ведь эта комиссия подчиняется президенту. Как известно, бывший президент Украины Кучма уделял большое внимание атомной энергетики и оказывал существенную личную поддержку Сергею Тулубу – лучшему менеджеру страны. В большинстве своем специалисты «Энергоатома», АЭС и НКРЭ знали, что их используют как прикрытие, но были вынуждены терпеть это из-за боязни потерять работу. Особо следует отметить и то, что «Энергоатом» в конце 2003 года искусственно ушел под банкротство. Это позволило и позволяет заинтересованным в будущей приватизации структурам производить скупку долгов АЭС и «Энергоатома» перед поставщиками оборудования, материалов и услуг. Если автор не прав, то почему же тогда «Энергоатом» за эти два года не предпринял ни одной попытки урегулировать с кредиторами вопросов по задолженностям? Крылатое выражение, гуляющее в коридорах НАЭК «Энергоатом» - «долги отдают только трусы»… Искусственное банкротство преследовало и другую цель. Это позволяло финансистам «Энергоатома» уходит от налога на прибыль и позволяло максимально формировать затраты завышая стоимость закупок материалов и услуг. Четвертое. Потенциальным «властелинам атома» было необходимо наладить деловые отношения с поставщиками топлива (ТВЭЛов) и потребителями электроэнергии за пределами Украины. В будущем это должно было оказать существенную помощь «Энергоатому» в закупках топлива и реализации электроэнергии по приемлемым ценам. Заключенный с ноября 2004 года договор на поставку электроэнергии в Россию позволяет предварительно отработать схему поставок и расчетов. Исходя из того, что договор с Россией заключен через ООО «Транснефтьсервис-С»(?) не исключалась дальнейшая перепродажа этой электроэнергии в другие страны, включая и Европу, - но уже по инымм ценам. После достройки электрических подстанций на западе Украины совместно с российскими энергетическими компаниями возможно будет организовать большие объемы продажи электроэнергии произведенную в России и Украине в Европу. Доход от транзита электроэнергии может приносить много миллиардные доходы в казну украинского государства, что, разумеется, замечательно. Или - в частные компании, что и подразумевалось. Пятое. Исходя из предыдущего, необходимо было резко понизить стоимость энергетических объектов и, по возможности, выйти на банкротство отрасли. Начало мероприятия - конец 2003 года. Шестое. Предполагалось, используя «свою» государственную власть и «свой» парламент в стране (показательно, что один из главных действующих лиц в избирательной кампании Януковича и непосредственный начальник Тулуба – Андрей Клюев – работал одновременно «и там, и там»: и вице-премьером по ТЭК, и главой комитета по ТЭК в парламенте!), осуществить приватизацию высоко ликвидных энергогенерирующих объектов – атомных станций, а также линий электропередачи 330 и 750 кВ. Для осуществления данной программы «донецкие» и стоящие за ними международные теневые структуры (в основном - российские) определили время начала приватизации - после «избрания» на пост президента Украины Виктора Януковича. Для безусловной реализации указанной цели, в нарушение действующего законодательств, Тулубу с апреля 2003 года было разрешено совместительство - руководить Минтопэнерго (политическая должность) и работать президента «Энергоатома» (должность хозяйственника). Следует отметить, что Тулуб так и не был аттестован на право руководить атомной энергетикой! Следуя украинским Законам и ведомственным правилам человек, не сдавший экзаменов, не допускается к самостоятельной работе в атомной отрасли, а также не несет никакой юридической и иной ответственности за возможные отрицательные последствия от такой работы. Плану Тулуба и его сторонникам не суждено было сбыться - им помешала «помаранчева революція»…
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|