26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

К 20-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

Украина, получай перестройку! Горбачев – прилагается

Новые инициативы народной власти вызывают в памяти нечто до боли знакомое.


Отгремела патриотическими лозунгами и буйными рок-концертами оранжевая революция. Свернуты и частично разрезаны на сувениры промерзлые палатки, ставшие общепризнанным символом восставшего Майдана. Выпив на посошок, разъехались по домам самые стойкие и сознательные представители новорожденного свободного общества.

Пришло время героев-победителей. Страна с чувством глубокого удовлетворения, смешанного с легким недоумением, узнает все новые и новые имена самоотверженных откормленных гаврошей. Как оказалось, это они под покровом ночи, рискуя должностями и миллионными состояниями, доставляли в багажниках мерседесов на украинские баррикады тонны бутербродов и цистерны горячего кофе. Неожиданно стало также известно, что в органах власти всех уровней, вплоть до самой кучмовской Администрации, сидели тысячи глубоко законспирированных подпольщиков-революционеров, переодетых в неприметную, серенькую штатную форму лояльных чиновников. Эти бойцы невидимого фронта по зову сердца боролись с антинародным режимом, и только когда он, наконец, благополучно пал, с облегчением рассекретились и явились на службу во всем оранжевом.

До судорог голосовых связок наговорились на три года вперед отечественные и зарубежные политологи, обсуждая революционные события. Из происходящего уже сделаны многие выводы – как неоспоримые, так и весьма сомнительные. И все же один принципиальный вывод, наверное, все еще не прозвучал. А состоит он в том, что Украина, как раз накануне двадцатилетия исторической советской перестройки 1985 года, получила своего, национального Горбачева.

Теперь мы имеем лидера, «хорошо знакомого с нуждами и чаяниями простых людей». Он решительно отказывается от старых методов руководства и осуждает лицемерные двойные стандарты. Он морален, принципиален, не терпит протекционизма и кумовства. Он смело разрушает барьеры между народом и властью, приказывая снести на Банковой позорные шлагбаумы вокруг бывшей Администрации Президента и отменяя царственные кортежи, сопровождающиеся безнадежными пробками на дорогах. Он непринужденно общается с гражданами непосредственно под окнами своего Секретариата, то есть (для тех, кто не знает) этой самой бывшей Администрации. Теперь, к всеобщей радости, сюда можно подойти совершенно беспрепятственно.

Очень скоро Президент учредит украинский Эрмитаж, поможет больным и обездоленным, выгонит всех плохих начальников и создаст в гуманном обществе гуманные тюрьмы.

У него чистая биография, не запятнанная участием в криминальных сделках старого преступного режима. Под его обаянием оказались миллионы людей. Они наконец-то услышали не протокольные заскорузлые отчеты о новых «значительных победах», косноязычно зачитанные с бумажек, а пламенные воззвания патриота-реформатора.

Свершилось! И вот уже безбрежной рекой льются импровизированные часовые речи, смысл которых сводится к незабвенному горбачевскому «баду-ду-ду-да». Одни и те же пассажи повторяются под сводами Верховной Рады, в стенах МВД, СБУ и областных администраций. Отречемся от старого мира и войдем в новую, светлую жизнь с очищенными душами. А так как рыба, понятное дело, гниет с головы, то докажем новыми инициативами, что властная голова готова предложить реальные пути выхода из кризиса.

«Страна перестает пить», – публично радовался трезвый, как венецианское стекло, Михаил Сергеевич, отчитываясь перед трудящимися о воплощении в жизнь государственной программы борьбы с пьянством. А страна пила, разливая в присутственных местах и точках общепита закрашенную водку из безобидных керамических чайничков и расписных самоваров, превращая конфеты «дунькина радость» в качественный самогон, уверенно осваивая принципиально новые виды горячительного – дихлофос и мебельную полироль.

«Общество уверенно идет по пути демократизации, сделав гласность нормой жизни», – твердил Горбачев. С привычной грубоватой откровенностью общество отвечало вождю народным творчеством: «Цепь нам удлинили, но миску со жратвой отодвинули».

В верхах в полную силу шумели ветры перестройки, сбивая с ветвей власти увесистые шишки. Летели они вниз, на головы рядовых граждан.

Сегодня на смену горбачевским безалкогольным комсомольским свадьбам идут месячники борьбы с коррупцией. Взятку в независимой Украине, как и водку в тогдашнем СССР, собираются, похоже, искоренять не экономическими мерами, а указами. Осталось только, по аналогии с вырубленными виноградниками (дабы вино не делали!), под корень вырубить, то есть, извините, подвергнуть люстрации старые контрреволюционные кадры. А через годик-другой заявить, что «народному хозяйству в результате был нанесен невосполнимый ущерб».

Двадцать лет назад руководитель мог рассчитывать на благосклонность вышестоящего начальства, если ему удавалось загнать весь вверенный коллектив в ряды общества трезвости. Ныне своим может стать лишь тот губернатор, который при назначении на должность произнесет обязательное заклинание: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».

От взяток, как в сталинские времена от политически неблагонадежных родственников, публично открещиваются все поголовно: милиционеры и медики, начальники жэков и эсбэушники, председатели сельсоветов и армейские генералы. При этом составить представление о реальном состоянии дел не так уж и сложно. Любой социологический центр может сегодня провести исследование общественного мнения, задав соотечественникам единственный вопрос: «Сколько раз после инаугурации новоизбранного Президента вам приходилось давать взятки?». Из полученных ответов станет понятно, что по-прежнему не оскудевает рука дающего и не прибавляется стыда у берущего.

В горбачевские времена официальным мерилом высокой морали чиновника считался «добровольный» отказ от благ, недоступных простым смертным. Ныне «бизнес отделяется от власти». Бесспорно, уже завтра все узнают (как и должно быть в открытом гражданском обществе), что заводы, фабрики, банки, аптеки и парикмахерские, принадлежавшие ранее губернаторам, мэрам и министрам, честно переданы их любимым тетушкам и племянникам. Кто при этом будет реально руководить, продолжая получать прежние сверхприбыли? Как вы понимаете, вопрос риторический.

Первые шаги к установлению социальной справедливости уже сделаны. Новый руководитель МВД Юрий Луценко, по сообщению некоторых интернет-изданий, успел отобедать в столовой Центрального аппарата своего министерства не по спецзаказу, а «как и все остальные». Да еще и заплатил (!) по счету, чем окончательно поверг в шок своих подчиненных.

Спору нет, надоела за много лет откровенно демонстративная императорская обособленность руководящих мужей, которые и едят вкусно, и одеваются шикарно, и ездят комфортно, и лечатся совсем не там, где их соотечественники. Да вот только обед совестливого министра в обычной столовой за свои собственные деньги, как показывает все та же горбачевская практика, еще не гарантирует, к сожалению, искоренения в стране взяточничества и преступности.

Вполне справедливо как благо подается важный результат украинской революции: о нашей стране узнали в мире и стали относиться к ней с симпатией. Но снова, как назло, приходят в голову навязчивые ретроспективные аналогии. Эйфория времен Горбачева, распад «нерушимого социалистического лагеря», падение берлинской стены... На всех континентах в моде красный «советский» цвет и символика – перекрещенные серп и молот. Дружба со вчерашними «вероятными противниками» и невиданные ранее возможности иностранных инвестиций в стремительно демократизирующуюся страну...

Все это было тогда, «при советах». Все это, с некоторыми модификациями, есть и сейчас, на четырнадцатом году независимой Украины.

«Горби! Горби!», – скандировали за рубежом, восторженно встречая Михаила Горбачева. «Так! Ющенко!», – звучит сегодня общепонятный во многих странах короткий лозунг, не требующий отдельных пояснений.

Вот уже и в Румынии, и в Беларуси, и даже в России оранжевый – это цвет демократической оппозиции. Пооранжевели центральные площади Рима, Мадрида, Лондона и Вашингтона. Да что там Запад! Просачивается информация, что киргизские оппозиционеры всерьез подумывают, не перекрасить ли в оранжевое традиционные юрты.

Америка, в которой население уже успело выучить сложное слово «Криворожсталь», обещает денег в обмен на демократию и прозрачную приватизацию. Очередь – за конкретными действиями украинской власти, ведь ни немцы, ни французы, ни американцы просто так денег не дадут. Им, по крайней мере, надо убедиться, что честная реприватизация не приведет к худшим экономическим последствиям, чем предыдущая нечестная приватизация. Да только вот в Украине, кажется, новая власть сама еще толком не знает, что же делать, например, с той же «Криворожсталью»? То ли в государственную собственность ее определить, то ли в другие частные руки передать, то ли с прежних владельцев недоплаченную разницу потребовать? Своим, которые ныне в высокие кресла забрались, тоже не отдашь. Бизнес-то от власти, как церковь от государства, вроде отделяется.

Чтобы получить деньги (и не разовую помощь, пусть даже она составляет сто миллионов долларов), а серьезные долговременные инвестиции, надо, прежде всего, убедительные результаты показать. С этим, как и у Горбачева, у нас сложнее. Декларации – это одно, а успех в работе – совсем другое. В итоге, с учетом нынешних февральских холодов, как бы все не закончилось доставкой ограниченной партии американских валенок, о которых так тепло отзывалась несостоявшаяся первая леди Украины Людмила Янукович.

Сложность в том, что сначала собственное производство самим поднимать придется. Считать надо, разбираться, комплексно к делу подходить. Получится ли? Тут недавно новый министр экономики Сергей Терехин заявил, что он на должности уже четыре дня, но никак не может понять, чем его подопечные занимаются. Вообще-то, один из ключевых государственных руководителей, претендующих на звание профессионала, должен был хотя бы из соображений политической конъюнктуры по-другому выразиться. Я, мол, всего четыре дня в должности, но уже хорошо понял, чем Минэкономики занимается. Или, по крайней мере, уразумел, что ничем оно, дорогие соотечественники, не занимается. А если все же не понял, то кому ж тогда понять? И есть ли за спиной у каждого из старых чиновников Минэкономики хорошо подготовленный и понятливый новый чиновник? Нет такого. И неоткуда ему взяться, ведь к нам как к императору Петру I немецкие специалисты Карлы Ивановичи валом не повалят, у них сейчас своих дел в Европейском Союзе по горло.

Я новую власть не ругаю, я ей от всей души симпатизирую за отчаянное стремление в корне изменить жизнь, сделать ее лучше. Как симпатизировал в свое время Горбачеву, пока желание жадно его слушать не сменилось не менее сильным желанием заткнуть ватой уши и уже никогда нового лидера не слышать.

Очарованность приносит приятные ощущения. Но разочарование, как известно, чувство более сильное. Может, потому, что оно сопровождается крушением надежд? Возможно, следует отбросить иллюзии уже сегодня, чтобы не подвергаться психологическим потрясениям завтра?

В свое время Илья Ильф и Евгений Петров в бессмертном «Золотом теленке» точно описали чувства внезапно разбогатевшего товарища Бендера: «Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг. И хотя он знал, что никаких таинственных пещер, бочонков с золотом и лампочек Аладдина в наше суровое время не полагается, все же ему стало чего-то жалко. Стало ему немного скучно, как Роальду Амундсену, когда он, проносясь в дирижабле «Норге» над Северным полюсом, к которому пробирался всю жизнь, без воодушевления сказал своим спутникам: «Ну, вот мы и прилетели». Внизу был битый лед, трещины, холод, пустота. Тайна раскрыта, цель достигнута, делать больше нечего и надо менять профессию».

Действительно, надо менять, потому что теперь назад дороги нет. Сняв роскошные лавровые венки победителей, герои революции отправились из опасного и романтического оппозиционного лагеря в скучные кабинеты чиновников – выполнять рутинную, тяжелую, неблагодарную работу госслужащих.

Что касается рядовых избирателей, то их разочарование может оказаться намного сильнее. Ведь литературный Остап Ибрагимович Бендер все-таки получил свой полновесный миллион, реальный Роальд Амундсен достиг поставленной цели, покорив полюс, а вчерашняя украинская оппозиция взяла в руки штурвал управления страной. У простых граждан Украины нет в руках ни руководящего штурвала, ни миллиона. И к своей цели, в свой завтрашний счастливый день они только начинают двигаться.

Они могут радоваться тому, что устранена старая власть, что не стал Президентом вконец обнаглевший единый кандидат-проФФесор, что начала, пусть и медленно, ослабевать тугая петля унизительной политической зависимости, давным-давно затянутая «дружественным» Кремлем на горле Украины. В конце концов, они могут гордиться своим народом, который поднялся во весь рост и заставил себя уважать.

Гордиться новой властью пока рано. Но, даст Бог, настанет день и для этого.


Федор ВЕЛИЧКО

Версия для печати  Версия для печати

11 Февраля 2005 11:31


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: