|
|
БРОНЗОВЫЙ ГОСТЬ «Он жив!... Вон он стоит около памятника!» (дополнено) Мужчина. 52 года. Рост – выше среднего. Бронзовый. Появление в Одессе организованной группы металлических истуканов, среди которых несколько работников высшего образования, возглавляемые статуей народного депутата, председателя комитета Верховной Рады по делам правосудия Сергея Васильевича Кивалова (см. об этом Памятник Кивалову в Одессе понизили в статусе до скульптуры), заставило вспомнить о Дне смеха задолго до традиционной одесской Юморины. Впрочем, споры о том, Кивалов или не Кивалов увековечен в бронзе и граните, стали предметом живого обсуждения далеко за пределами «жемчужины у моря», хотя все происходящее все же здорово напоминало реплику из раннего творчества еще одного одессита – М. Жванецкого: «Сличайте! Сличайте!» Итак, большинство из тех, кому повезло не только увидеть бронзовый лик нардепа, но и застать его в облике живого человека (кто еще не успел, то наверняка сможет это сделать, благо Сергей Васильевич – частый гость на телевидении), убеждены – это он! Похож! Но находятся и такие товарищи, которые следуют совету Козьмы Пруткова: «Если на клетке с буйволом написано «слон», то не верь глазам своим!». Именно так «воспринимает мир», например, цитированный нами вчера в указанной выше заметке ректор Одесского международного гуманитарного института, профессор, депутат Одесского областного совета (фракция Регионов) Николай Коваленко (цитируем): «Это не памятник, а скульптурная композиция, посвященная учредителям нашего вуза. Именно это и написано на постаменте, где установлена фигура, лицо которой все находят очень похожим на Сергея Кивалова». Позже г-н Коваленко заявил в интервью 5 каналу: «Люди, конечно, могут искать сходства, но это не так... Мы хотели увековечить событие, а не людей». Странно, конечно, что ректор ОМГУ, на территории которого и установили «памятник событию», упорно отказывается признать прототип данного произведения монументальной мысли. Есть подозрение, что скоро и студентов этого вуза, если они будут называть это изваяние «бронзовым пидрахуем», будут выселять из общежитий и вообще гнать из университета. Поскольку именно на это (на вычеркивания из мало запятнанной биографии Сергея Васильевича событий, благодаря которым он надолго останется в памяти благодарных современников под именем «Пидрахуй») и направлен весь замысел. На это указывает и автор скульптуры, который вовсе не отрицает, что вдохновлялся он живым и настоящим г-ном Киваловым (цитируем сегодняшнюю «КП в Украине»): «Изваял произведение искусства заслуженный художник Украины Александр Князик. «Комсомолка» связалась по телефону с автором пикантной композиции. - Александр Вениаминович, кому принадлежала идея? - Мне и Сергею Кивалову. Этой работе я уделил больше года. Кивалов на нескольких сеансах лично позировал. - Ему понравилось? - Думаю, да. Вообще мой клиент - человек сдержанный. - Но почему это вдруг он решил заказать в свою честь такую композицию? - Он считает, что у народа слабая память, выдающиеся люди быстро забываются, как и их поступки. Поэтому следует увековечивать их таким образом. Итак, «сдержанный», но считающий себя «выдающимся» С. Кивалов полагает, что у «народа слабая память» на поступки, в связи с чем у него и родилась «идея» возведения себе памятника при жизни. С одной стороны, идея верная – уж теперь-то Сергея Васильевича точно не забудут! Ведь до сих пор как было? Например, первые памятники живым людям (Сергею Бубке и Иосифу Кобзону) появились в центре Донецка. Но тогда никто из этих «увековеченных» товарищей не решался заявить, что это, мол, им пришла идея закрепиться в памяти современников, проезжающих мимо их изваяний на общественном или личном транспорте, - это, мол, инициатива народная. Да и, согласимся, нескоро еще забудутся достижения Сергея Назаровича в спорте, как и суровый кобзоновский хит «Не думай о секундах свысока!» А вот если г-н Кивалов желает остаться в истории не только как автор идеи памятника самому себе при жизни, а чем-то большим, то тогда памятник себе нужно было ставить в Киеве, на площади Леси Украинки, напротив входа в Центризбирком. Как ни крути, но во многом благодаря г-ну Кивалову, возглавлявшему этот орган в 2004 году, и стало возможно действительно наиболее значимое событие в истории Украины последних лет – Майдан. Правда, были отмечены случаи, когда выдающиеся украинцы ставили памятники самим себе и по собственной инициативе. Опять-таки отличились в этом деле «донецкие», в парламентской фракции которых ныне пребывает г-н Кивалов. Помнится, в 2000 году прямо на центральной площади Донецка случился такой инцидент. К одному крупному профсоюзному деятелю прямо в рабочий кабинет пришли люди из «органов». Профсоюзный лидер их визиту не возрадовался, мало того, побил милиционеров предметами офисной мебели, а затем вылез на карниз здания, выходящего прямо на памятник Ленину, и простоял там несколько часов, угрожая выброситься прямо вниз. Потом, правда, передумал. Но не это поразило тогда воображение донецкой общественности, а то, что во время «осмотра» дачи этого дебошира был обнаружен памятник ему же самому. Видимо, товарищ полагал, что его светлый облик тоже не останется надолго в памяти родных, близких и гостей его поместья. Но при этом не претендовал, чтобы его изваяние торчало на виду у более широких кругов общественности. Сергей Кивалов этот скромный недостаток исправил. Предположим, что ему, как юристу (разумеется, «выдающемуся»!), наверняка хотелось бы предстать перед потомками и современниками в виде Фемиды мужского пола со всеми причиндалами: весы, меч… Но, очевидно, необходимость при таком варианте позировать с повязкой на глазах его остановила – ибо будет «не похоже». А так – похоже, что бы там ни утверждал ректор Коваленко. Вот только – на что похоже? Представьте себе, что г-н Кивалов когда-нибудь придет воочию взглянуть на себя, блистающего в бронзе. Получится очень похоже на сцену, описанную А. Чеховым в рассказе «Оратор»: «- Прокофий Осипыч! - продолжал оратор вдохновенно, глядя в могилу. - Твое лицо было некрасиво, даже безобразно, ты был угрюм и суров, но все мы знали, что под сею видимой оболочкой бьется честное, дружеское сердце! Скоро слушатели стали замечать нечто странное и в самом ораторе. Он уставился в одну точку, беспокойно задвигался и стал сам пожимать плечами. Вдруг он умолк, разинул удивленно рот и обернулся к Поплавскому. - Послушай, он жив! - сказал он, глядя с ужасом. - Кто жив? - Да Прокофий Осипыч! Вон он стоит около памятника!» P.S.: ЧИСТО КОНКРЕТНО ДЛЯ «АБСТРАКТНОГО» Жизнь оказалась даже смешнее, чем мы предполагали. Даже Антону Павловичу Чехову, чье творчество мы всую помянули, вряд ли пришло бы в голову такое развитие сюжета. Уже после опубликования выше приведенного материала, г-н Кивалов проявил себя как истинный «пидрахуй», то есть, субъект, не способный признать очевидное. Нам даже пришлось по этому поводу поставить в 13-50 следующее сообщение: Оказывается, Кивалов позировал для «абстрактной» скульптуры Желание г-на Кивалова выглядеть шутом не знает границ. Руководитель Комитета парламента по вопросам правосудия Сергей Кивалов не видит своего сходства с памятником, установленным в Одессе. «Я сам удивлен, знаменитый скульптор сделал абстрактное изображение», - сказал С.Кивалов. При этом депутат уточнил, что видел этот памятник. «Один журналист сказал, что похож, теперь все повторяют. Я видел этот памятник, но не вижу сходства», - подчеркнул он». (конец цитаты) Удивление г-на Кивалова понятно. Еще бы! Позировал, понимаешь, вроде бы для «Герники», а тут – сплошной реализм! Или он полагал, что глядя на него скульптор изваяет нечто вроде Аполлона Бельведерского или Данаю в ожидании золотого дождя? Или во всей Одессе и Украине более достойного «резца мастера» мужского тела не нашлось? Так или иначе, но заслуженный скульптор смотрел сеанс за сеансом на позирующий ему лик г-на Кивалова, вглядывался в него до боли в глазах, но все равно не смог рассмотреть в этой модели ничего более, кроме «конкретной» физиономии Сергея Васильевича Кивалова. В своем бессилии ваятель и расписался посредством бронзы. Впрочем, удовольствие разбираться в творческих замыслах г-на Кивалова мы оставляем будущим поколениям (если они, конечно, еще застанут памятник ему на прежнем месте, а не в плавильной печи). Для нас, современников этой «глыбы», важнее другое: насколько же нужно презирать свой народ, чтобы сначала памятник себе при жизни отгрохать, а потом вопить, как мелкий карманник «Это не я!» И данный субъект пытается уверять, что он честно считал голоса на выборах 2004 года?
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|