26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ

А ежели завтра война?

За несколько недель до внесения в парламент проекта Госбюджета на 2011 год, Минобороны Михаила Ежеля представило наверх такую Концепцию реформирования Вооруженных сил Украины, от которой встали дыбом волосы у большинства членов профильного комитета Верховной Рады.


…Формально эта история началась еще в июле 2010 года. В канун заседания Совета национальной безопасности и обороны публику интересовало одно: вылетит ли из занимаемого кресла министр обороны Михаил Ежель? Или же ограничится жестким строгачом от Верховного Главнокомандующего Януковича?

Вопрос этот был отнюдь не праздным. Даже у никогда не служившего Виктора Федоровича накопилось к шефу Минобороны столько неприятных «предъяв», что пришлось созывать внеочередное заседание Совбеза (да еще к тому же второе за месяц, посвященное проблемам армии). «У меня есть ощущение того, что нужно принимать радикальные меры со всех сторон и по кадровым вопросам, и по вопросам финансирования», - зловеще произнес президент, открывая заседание.

Однако прошло всего пара часов – и Ежель с облегчением понял: на этот раз «пронесло». Совбез ограничился «жестким предупреждением руководству Министерства обороны и Генерального штаба о необходимости наведения порядка в Вооруженных силах Украины». Успешно подавив в себе «радикальные ощущения», Янукович поставил перед военным ведомством задачу: до конца июля разработать новые планирующие стратегические документы по усовершенствованию структуры Министерства обороны и ВСУ, системы их руководства».

На том и разошлись. Янукович отправился праздновать свой день рождения, затем – в отпуск и СНБО по проблемам армии больше не собирал, и у г-на Ежеля было почти полгода для того, чтобы выправить ситуацию, в том числе – подготовив те самые «новые планирующие стратегические документы».

Едва ли не главным из них считалась Концепция дальнейшего реформирования Вооруженных Сил Украины на период до 2015 года. Не имея в своем распоряжении такого документа, государству нечего было и думать о сколько-нибудь серьезных реформах Вооруженных сил Украины.

Но вот пришла зима – и выяснилось, что все потуги Минобороны в этом направлении увенчались полным крахом. «Гора» под руководством своего министра родила такую «мышь», что просто оторопь берет.

В распоряжении «Обкома» оказался текст письма, отосланного за подписью председателя Верховной Рады Владимиром Литвином на имя секретаря СНБО Раисы Богатыревой. Письмо датировано 3 декабря. В нем спикер парламента, на основании экспертной оценки профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, дает совершенно уничижительную оценку разработанной в Минобороны Концепции реформирования ВС Украины.

Даже при беглом прочтении этого документа в глаза бросается весьма резкая, как для сухой стилистики экспертного отчета, тональность изложения. То тут, то там мелькают безжалостные формулировки: «не выполнено», «четко не определено», «не предусмотрено», «недостаточно аргументировано», и т.п.

«Обком» не ставит перед собой цель досконально проанализировать ошибки составителей Концепции. (Их пагубность для возможного будущего украинской армии исчерпывающе и доходчиво отражена в самом документе). Не можем, однако, не привести несколько убийственных цитат, касающихся, помимо прочего, и положения дел в отечественных Вооруженных Силах:

«…Ситуация в ВС Украина крайне неудовлетворительна с точки зрения поддержания на достойном уровне их боеспособности…»

«…Почти исчерпаны возможности даже относительно обеспечения боевых задач мирного времени - охраны государственной границы в воздушном пространстве и прикрытия важных государственных объектов».

«…Расформирование Объединенного оперативного командования (предложено в Концепции – «Обком») негативно повлияет на объединенные силы быстрого реагирования, которые окончательно утратят перспективу стать, наконец, объединенными, иметь скоординированную систему подготовки, единую систему планирования и управления их применением…».

«…в проекте Концепции предусмотрено уменьшение на 10-20% численности штата мирного времени военных частей и подразделений Объединенных сил быстрого реагирования и увеличения срока их подготовки к выполнению задач по назначению. Это по сути нивелирует главную особенность ОСБР, а именно высокую степень готовности и возможность немедленного реагирования на любые угрозы…».

«…Таким образом, разница между потребностями и объемами финансирования, предусмотренными проектом Концепции, только в сфере развития вооружения составляет почти 53 млрд. гривень…».

«…Комитет также обращает внимание на недостаточный профессиональный уровень разработчиков Концепции, что, в свою очередь, ставит под сомнение профессиональный уровень руководства Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины…».

В любом уважающем себя государстве после подобного конфуза ответственные лица офицерского звания как минимум подают в отставку, либо же незамедлительно увольняются вышестоящим руководством. Однако, Виктор Янукович молчит, заседания Совбеза по этому вопросу по-прежнему не созываются. А между тем сегодня в Раде уже принят в первом чтении проект Госбюджета на 2011 год, в котором какие-то содержание и кормежка ВС предусмотрены, ну а развитие… А какое развитие может быть без его концепции?

Неудивительно, что последний абзац письма за подписью Владимира Литвина звучит как приговор:

«В связи с этим Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны предлагает следующее:

1) вернуть проект Концепции на доработку с тем, чтобы учесть высказанные к нему предложения и возражения;

2) рассмотреть вопрос о кадровом усилении руководства Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных сил Украины».

На этом разговор о злополучной Концепции можно было бы завершить – да не получается. Вопросы рождаются один за другим, и не задать их сейчас – значит «подставить» украинскую армию на годы вперед.

Итак, почему Президент Украины раз за разом игнорирует предупреждения экспертов относительно усугубляющегося развала в ВС Украины? Отчего СНБО как ключевой координационный орган власти практически выпустил из виду требующие немедленного решения проблемы украинской армии? Чем вызвано то обстоятельство, что разработанный еще в августе (и раскритикованный, по данным «Обкома» на закрытой презентации в сентябре) проект Концепции, при всех его вопиющих ошибках, дошел до зимы без существенных изменений? И что еще должен сделать министр обороны Михаил Ежель, чтобы Верховный Главнокомандующий Виктор Янукович наконец-то скомандовал ему освободить занимаемое кресло для более профессионального и ответственного министра?

Ответы на эти вопросы мы попытались получить у народных депутатов-авторов экспертного заключения, выводами которого воспользовался в своем письме председатель Верховной Рады Украины.

Экс-министр обороны, глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны Александр Кузьмук, подтвердив свое участие в обсуждении экспертного заключения комитета, сообщил следующее:

«По моим данным, Концепция, разработанная Министерством обороны, направлена для изучения членам Совета безопасности и обороны Украины. И, насколько мне известно, не все члены Совбеза полностью поддержали эту концепцию. Поэтому она будет дорабатываться.

Что касается моего мнения, то я его высказывал неоднократно. Главное, чего нет в Концепции, - это сложившейся ситуации, которая и влечет за собой необходимость реформирования Вооруженных сил. А ситуация такова, что страна стала безблоковой. Это в корне меняет структуру, задачи, принципы подготовки и принципы применения Вооруженных сил.

Помимо этого, не учтено, что страна (и не только наша) находится в преддверии следующего этапа глобального финансово-экономического кризиса, который, безусловно, будет влиять не только на экономическую ситуацию в стране, а и на обострение противоречий между государствами, между блоками и противоречий внутри государства. Кризис будет влиять на развитие событий в государствах, где конфликты тлеют. Это, к сожалению, в Концепции не учтено. А без этого нельзя сформулировать будущую структуру Вооруженных Сил безблокового государства, ее оснащение, обеспечение, вооружение. Нельзя сформулировать порядок применения и ее подготовку.

И третье. В Концепции не определена конкретная цель, которой необходима достичь в 2015 году, а именно: какова степень готовности и способности ВС для выполнения задач по их конституционному назначению.

К сожалению, Министерство обороны всего этого это не учло. Я ожидаю, что оно учтет, в том числе, и мои предложения, потому что ранее я передал их как в Минобороны, так и в Генеральный штаб, Совет Безопасности и Администрацию Президента».

Министр обороны оппозиционного правительства Николай Петрук, также участвовавший в обсуждении, в комментарии «Обкому» особый акцент сделал на возможные действия Виктора Януковича:

«Мы очень конкретно обсуждали положения этой Концепции. И та альтернатива, которую мы предлагаем, должна быть в первую очередь воспринята Верховным Главнокомандующим. Он должен от этой Концепции отойти, послушать наши рекомендации, сравнить и принять решение.

Предложенная Министерством обороны Концепция ведет Вооруженные Силы в никуда. Нельзя подстраивать ВС под бюджет в соответствии с принципом «сколько тебе выделяют – на столько и должны выживать Вооруженные Силы». Вооруженным Силам должны выделять столько, сколько им нужно. А сейчас ВС дали бюджет, который будет работать только на проедание. Дали столько же, сколько и МВД. Так у МВД нет воздушных сил с летчиками и самолетами, нет моряков с кораблями, нет сухопутных войск с танками, ракетными установками, артиллерией. Этого нет! Так почему же бюджет ВС уравняли с бюджетом МВД? Это несопоставимые вещи! И такой бюджет убьет Вооруженные Силы, они больше не поднимутся!

Эта Концепция не учитывает ни внутренние проблемы, ни модернизацию, ни закупки. Они просто дают по минимуму, чтобы людей обуть-одеть. Средства выделяются только на содержание! Ничего другого я там не вижу.

Министр обороны с начальником Генштаба должны не отступать, а наступать. В конце концов, если ты видишь, что у тебя не хватает сил наступать и ты не выиграешь этот бой – с Министерством финансов, Кабинетом министров – то надо написать рапорт и уйти в отставку. Нельзя Вооруженные силы и дальше держать в том состоянии, в котором они находятся! Нельзя доводить их до ручки – чтобы остался только солдат с автоматом – и больше ничего».

Побеседовали мы и с руководителем профильного парламентского комитета Анатолием Гриценко, подписью которого заверено экспертное заключение, истребованное Владимиром Литвином:

- Возглавляемый вами комитет действительно дал такую оценку проекту Концепции?

- Да, я подтверждаю, что такое письмо было подготовлено в комитете и за моей подписью направлено Владимиру Литвину для того, чтобы он представил нашу позицию на заседании Совбеза. Это та ситуация, при которой молчать уже нельзя. Ситуация, где нужно криком кричать, поскольку каждый месяц пребывания у власти нынешней команды Ежеля разрушает армию. Этот процесс нужно максимально быстро остановить, иначе он зайдет за критическую черту.

Я увидел, что Владимир Михайлович с присущей ему деликатностью некоторые формулировки смягчил. Мы назвали ситуацию в армии близкой к катастрофе. Это было общее мнение руководства комитета и профильного подкомитета, возглавляемого Александром Кузьмуком. При обсуждении этого документа за столом присутствовали люди, которые знают армию изнутри. Это бывший министр обороны Кузьмук, бывший министр обороны Гриценко, бывший командующий сухопутными войсками, а ныне министр обороны оппозиционного правительства Петрук.

Эти люди представляют разные политические силы, и если они в один голос говорят о том, что армия не имеет подготовленных сил и средств для выполнения в полном объеме даже задач мирного времени, то рассуждать о задачах военного времени и подавно не приходится. Значит, к этой оценке нужно прислушаться, тем более, что в ней нет партийного окраса, а есть озабоченность, трезвая оценка ситуации и понимание того, что надо делать. А что надо делать, наш комитет предложил (в письменной форме) Президенту Януковичу еще в марте этого года. К сожалению, решение этих вопросов постоянно откладывается.

- С чем, по-вашему, связано игнорирование Министерством обороны рекомендаций профильного парламентского комитета? Это нежелание работать или несогласие с вашими рекомендациями?

- Я думаю, главная задача, которую решает Ежель, - это остаться на занимаемой должности. Думаю, что уже всем понятно (включая Президента, если он честен перед самим собой): Ежель на нынешнем, очень сложном, этапе не способен дать мощный импульс развитию армии или, как минимум, обеспечить стабилизацию ситуации. Просто неспособен. И это не критика, это просто объективная оценка. Возможно, для Ежеля было бы вернее найти другое место работы, где он проявит свои лучшие качества. Но здесь, и это очевидно, он стал тормозом. Значит, нужно быстро принимать кадровые решения.

- Но, принимая такие решения, власть как бы расписывается в своей слабости, в изначально неверно сделанном выборе…

- Кадровые решения – это не слабость власти, а ее сила. Нужно было исправить эту ошибку еще 8 июля, как это и собирался сделать Янукович, объявив о готовности принимать жесткие кадровые решения перед началом того, созванного в пожарном порядке заседания Совбеза.

- То есть, по-вашему, кадровые решения запоздали?

- Лучше позже, чем никогда. Потому что мы не можем дальше спокойно наблюдать за тем, что происходит. Потерян год, и сейчас существует угроза того, что для армии будет потерян еще один год. Поскольку в ближайшие дни должны приниматься и закладываться в Госбюджет очень важные, концептуальные решения. Но сейчас эти решения некому сформулировать; соответственно, в бюджет закладывается нечто в формате «пол-потолок». И если не остановиться и не принять кардинальных решений, то развитие армии в следующем году будет определяться Министерством финансов. Не Президентом как Верховным Главнокомандующим, не правительством как коллективным органом; без учета Верховной Рады как законодательного органа – просто Министерством финансов! Вот то, что дадут, - то и проедят…

- То есть, вы считаете верной такую последовательность возможных действий Януковича: сперва – кадровые изменения, затем – создание другой Концепции уже новым руководством Минобороны?

- На самом деле в стране можно найти (и в самом военном ведомстве, и, в большей мере, за его пределами) до десятка людей, имеющих стратегическое видение, знающих ситуацию в армию и способных в течение 10 дней предложить правильное решение, которое позволит стабилизировать ситуацию; заложить правильные параметры в бюджет следующего года, а также исправить те ошибки, которые наделала команда Ежеля за 8 месяцев ее деятельности.

- А вы уверены, что в стране вообще есть специалисты такого уровня? И где их искать?

- Такие люди есть в аппарате Кабмина, аппарате Совбеза, Администрации Президента. Часть из них работает за пределами государственных структур. Просто нужно их собрать.

- СНБО в этой истории играет неприглядную роль то ли почтальона, то ли площадки для принятия решений, которые затем не выполняются. Между тем, президентская команда, насколько известно, готовит масштабное сокращение кадров в Совбезе. Считаете ли вы этот шаг необходимым? Либо же есть потребность не столько в сокращении кадров, сколько в кардинальной реформе уже имеющегося кадрового состава?

- В вашем вопросе заложено два вопроса. Что касается сокращения кадров, то это необходимо, поскольку аппарат нашего Совбеза по численности в несколько раз превышает аппарат Совбеза США, который решает намного более глобальные задачи по всему миру. Напомню, что в те времена, когда секретарем Совбеза был Владимир Горбулин, численность сотрудников в аппарате Совбеза не превышала 100 человек. Сейчас она уже зашкаливает за несколько сот.

Но сокращение кадров в СНБО – это второй этап. На первом же этапе Президент должен четко осознать, что не Раиса Богатырева (или любой другой, кто будет назначен на ее место) является председателем Совбеза. Нет, Богатырева - секретарь, который готовит заседания Совбеза и контролирует выполнение принятых Президентом решений, ничего больше. Согласно Конституции, председатель Совбеза – Президент Украины, и он должен сделать то, что обещал на первом заседании Совбеза под его руководством: придать этому органу действительно стратегическую значимость как единственному органу, который, в соответствии с Конституцией, имеет право координации действий всех исполнительных структур. Президент подписывает указы, обязательные для исполнения Кабмином и всеми ведомствами, на основе решения Совбеза. А если Совбез не собирается по 4-5 месяцев, то это говорит о том, что Янукович не осознал значимости этого органа. Как только осознает, тогда следующим его шагом должно стать назначение на должность секретаря СНБО действительно внятной личности, человека, который понимает, как организовать эту работу, и который не будет «светиться» публично и делать себе «пиар». А уже третьим этапом будет функциональный анализ аппарата Совбеза. Необходимо оставить в нем всех людей, которые умеют работать и подтвердили это на деле; уволить балласт и привлечь новых людей, способных мыслить стратегически и готовить ответственные государственные решения на стратегическом уровне.

- Вернемся к «проблеме Ежеля». Допустим, Виктор Федорович в ближайшее время примет решение об отставке министра обороны и формирования новой команды. С учетом условных 10 дней, которые вы отводите для создания иной Концепции, - поспеем ли мы внести необходимые коррективы в Госбюджет на следующий год?

- Знаете, есть такая притча. Пришла молодая мама к врачу и говорит: моему ребенку 5 месяцев, когда мне начинать его воспитывать? Врач отвечает: вы опоздали уже на 5 месяцев, а то и больше, поскольку начинать воспитывать ребенка и говорить с ним надо еще тогда, когда он находится в утробе мамы…

Поэтому решение нужно было принимать вчера. Проект бюджета уже внесен в парламент. И уже видно, что в части расчета оборонных потребностей этот бюджет сформирован не Министерством обороны, а Министерством финансов. Минфин называет контрольную цифру и под нее, исходя из собственного видения (либо же отсутствия такового), распределяет эти деньги. Поэтому решение нужно принимать немедленно.

- Возможно, следовало бы более активно требовать действий от Президента?

- О том, что нужно неотложно провести заседание Совбеза и принять кадровые решения, я, кроме письменного информирования Президента, неоднократно информировал (в телефонном режиме) главу Администрации Президента Левочкина. То есть Президент об этом знает. Почему он не принимает решения – мне трудно объяснить…


"ОБКОМ"

Версия для печати  Версия для печати

14 Декабря 2010 15:18


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: