|
|
Тимошенко не пошла на уступки ТНК Переговоры исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана с украинскими чиновниками во вторник закончились безрезультатно. Во вторник в Брюсселе на заседании комиссии Украина-НАТО президент Украины Виктор Ющенко заявил, что «интеграция в европейские и евроатлантические структуры отныне будет определять стратегию и тактику украинской политики». Вчера после встречи с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу он сообщил, что украинские чиновники предложили европейцам создать рабочую группу для «активизации» проекта Одесса — Броды. Российские нефтяники уже сталкиваются с трудностями. ТНК-ВР пытается уговорить партнеров снизить тарифы на перевалку в Южном и не повышать сборы за транзит нефти, чтобы нарастить объемы поставок. По проекту украинского бюджета на 2005 г. транзит через украинские нефтепроводы должен подорожать на 30% до $0,89 за тонну. Однако за прокачку по Одесса — Броды с россиян берут $14 за тонну, говорит начальник нефтегазового департамента Минтопэнерго Украины Николай Егдащук. А в конце 2004 г. Южный поднял в два раза до $2,4 за тонну тарифы на перевалку. По словам представителя «ТНК-ВР Украина» Ирины Ковальчук, расценки соседних терминалов примерно в два раза меньше. Переговоры исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана с украинскими чиновниками во вторник закончились безрезультатно. По словам представителя «ТНК-BP Украина» Юлии Семенко, компания предложила снизить тарифы на транзит и перевалку через Одесса — Броды до уровня средних в стране. В противном случае, утверждает Ковальчук, ТНК не будет увеличивать объем прокачки и переориентируется на другие экспортные маршруты. «Мы не хотим шантажировать — мы просим правительство дать четкий сигнал, есть ли прокачка, есть ли реверс», — говорит Ковальчук. Перевалка в Южном подорожала после того, как стали убыточными железнодорожные перевозки нефти и Минтранс предложил покрыть выпадающие доходы за счет увеличения тарифа, говорит Егдащук. «Теперь, когда железнодорожная ветка не используется, такая проблема отпала», — признает он. По словам Егдащука, на согласование тарифов с ТНК-ВР украинцы взяли два месяца, а министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков пообещал Хану обсудить возможные ставки с премьером Юлией Тимошенко. Консультант Тимошенко, директор Европейского института интеграции в Киеве Дмитрий Выдрин говорит, что «не видит поля для компромисса», а уход ТНК-ВР и отказ от реверса станут «благом для Украины». По мнению вице-президента российской транспортной монополии «Транснефть» Сергея Григорьева, тарифы украинцев необоснованны и, если партнеры откажутся их снижать, российские компании откажутся от прокачки по трубе Одесса — Броды. «Желающих и сейчас немного, раз нефтепровод недозагружен», — напоминает он. Но нехватка экспортных мощностей «Транснефти» на европейском направлении заставит российских нефтяников согласиться и на нынешние условия украинцев, считают аналитики. «При таких ценах на нефть этот тариф не играет большой роли, и вряд ли ТНК-BP было бы экономически интересно перестать использовать этот трубопровод», — замечает аналитик «Атона» Стивен Дашевский. Поскольку «Транснефть» не полностью покрывает спрос, реверсивное использование Одесса — Броды — один из вариантов наращивания российского экспорта нефти, добавляет Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». СПРАВКА: С июля 2004 г. нефтепровод в реверсном режиме используют российские нефтяники. По контракту с «Укртранснафтой» ТНК-ВР в течение трех лет может прокачивать на маршруте Броды – Одесса до 9 млн т нефти ежегодно. Через терминал Южный (в 40 км от Одессы) топливо отправляется на экспорт. Экспортный график ТНК-ВР согласует с «Транснефтью». За 2004 г. нефтяники успели прокачать 1 млн т нефти.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|