|
|
В Крыму готовится назревает очередной крестоповал В Крыму назревает очередной межконфессиональный скандал. В поселке Зуя Белогорского района местное отделение Русской общины Крыма (РОК) подняло на сессии поссовета вопрос об установке православного поклонного креста при въезде в поселок. По информации портала Qirimtatar.org, председатель Русской общины Зуи Светлана Пучкова, выступая на сессии поссовета, сообщила о том, что меценат для установки креста уже найден и осталось только определиться с местом. Как и ожидалось, инициатива РОК вызвала недовольство крымских татар, которые составляют более половины населения Зуи. Представители крымскотатарской общины полагают, что установка креста есть не что иное, как желание обозначить границы влияния или доминирования Православия. В результате по настоянию депутатов поссовета из числа крымских татар, вопрос об установке креста был снят с повестки дня. Однако русская община отказываться от своего намерения не собирается. Более того, в своем обращении к поссовету РОК потребовала выделения земли под установку памятника казакам, которые якобы основали Зую. Кроме того, русская община поселка обратилась к депутатам с требованием внести в повестку дня ближайшей сессии поссовета, которая состоится в первых числах октября, вопрос о межконфессиональных отношениях в поселке. Напомним, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов, на дорогах Крыма и при въездах в населенные пункты, по инициативе Крымской епархии УПЦ Московского Патриархата начали совершенно спонтанно появляться многочисленные кресты и другая православная символика. При этом в подавляющем большинстве случаев участки, на которых устанавливались кресты, никогда не являлись почитаемыми местами среди православных верующих. В знак протеста против такого поведения Крымской епархии УПЦ МП Духовное управление мусульман Крыма тогда приостановило свое членство в Межконфессиональном совете Крыма. Первый конфликт по поводу религиозных символов проявился в октябре 2000 года в поселке Морское под Судаком, где местная православная община установила гигантский металлический крест на месте старинного крымскотатарского кладбища. Возмущенные таким положением дел местные крымские татары повалили крест, из-за чего в поселке произошли столкновения на национальной почве. Дальнейшие события, связанные с массовым воздвижением поклонных крестов, вылились в так называемый «крестоповал»: в течение нескольких месяцев 2001 года неизвестными лицами были повалены несколько крестов в различных районах полуострова. «Дело в том, что христиане начали устанавливать вдоль всех крымских дорог кресты, - отметил в одном из интервью председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев. - Интересуемся: в чем дело? Митрополит Лазарь говорит: готовимся к 2000-летию христианства. Отвечаем, что на полуострове живут не только христиане. Давайте мы начнем восстанавливать мечети, которых в Крыму было более полутора тысячи!.. И наше терпение лопнуло, когда один крест был установлен на старом мусульманском кладбище. Но это уже был, по моему мнению, чисто политический вызов. Интересно, что защитником этого «радикального православия» выступил лидер крымских коммунистов Леонид Грач...». Сам Грач в одном из своих интервью признал, что «в той ситуации были крайности как с одной, так и с другой стороны». «Наверное, там, где есть особо чувствительные места и селения, надо было и более разумно подходить, в том числе и православию, - отметил лидер крымских коммунистов, в то время бывший спикером парламента автономии. - Никто не против того, чтобы кресты стояли, но там, где это не задевает чувства других. Но если одна сторона допустила крайность, то другой ведь надо не самосудом, а к власти предъявить претензии. Потому что в конечном итоге, самое болезненные у нас не сердце, печень или другие органы. Самое болезненное – это чувства». Кстати, конфликт, аналогичный развивающемуся ныне в Зуе, в августе нынешнего года произошел в с Новостепном Джанкойского района, где группа прихожан местной православной церкви изъявила намерение установить православный крест напротив села у автотрассы Харьков-Симферополь. В прошлом году крест уже стоял у трассы, однако был снят по указанию бывшего главы райгосадминистрации Александра Сидоренко. Намерение повторно установить крест вызвало недовольство в среде крымских татар, которые считают, что это может привести к обострению взаимоотношений между православными и мусульманами. «Кресты и другие религиозные символы должны находиться на территории церквей, равно, как и мечетей», — подчеркнул один из противников установки Эрпан Аблялимов.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|