августа

ФУТУРОЛОГИЯ

«Слив» украинских активов: нас ждет второй этап?

Неблагодарное и неблагородное занятие - считать чужие деньги, если только не работаешь бухгалтером. Но в данном случае без этого не обойтись. Ведь экономика – это деньги, а политика – это большие деньги.


В конце 2002 года в Киев зачастили гонцы из Донецка – решался вопрос о назначении нового премьера. Парламент в те дни походил на большую ярмарку – шли бурные торги в прямом и переносном смыслах. Ни для кого не является секретом, что депутатские голоса, переходы из одной фракции в другую, а также иные «телодвижения» депутатов оплачиваются деньгами американского народа. Наши политические лидеры хорошо усвоили принцип: политика – это тот же товар, который нужно уметь продать. Об этом писали практически все Интернет-издания, занимающиеся обзором политической жизни, об этом говорили не раз в своих интервью представители депутатского корпуса, а откровенный подкуп власть имущих стал реалией нашей жизни. Об этом говорил в 2002 году и Донецк – все знали, что в Киев везут «бабло» для обеспечения нужного количества голосов. Вполголоса называли также имя главного финансиста предстоящего голосования.

Одним из принципов экономики является окупаемость инвестиций. Без гарантии окупаемости не станет вкладывать деньги ни один серьезный бизнесмен. С этой точки зрения два года назад подумалось – интересным будет проследить, кто именно получит наибольшие дивиденды от перемен в руководстве страны. Теперь, по прошествии времени, ответ на этот вопрос очевиден – наибольшую выгоду получили те, кого называют «донецкими», «донецким кланом» (просьба не путать с жителями Донецка и области, «донецкий» - это не место прописки). Кстати, нужно отдать должное «донецкой» команде - произошедшее расслоение не осталось незамеченным. Донецкий край заполонили «бигборды», на которых изображен трудовой люд и выдающиеся представители Донецкого края, со слоганами типа «Донбасс - это мы». Видимо, это и есть часть той программы, о которой говорил начальник «генштаба» Сергей Тигипко, - создание положительного имиджа «донецких» в глазах населения страны.

Но среда «донецких» тоже неоднородна, в ней есть свои лидеры и свои аутсайдеры. В то же время окончательно сформировался и определился явный лидер, ушедший в отрыв от «пелетона», состоящего из донецких бизнес-структур. Этим лидером является System Capital Management или ЗАО «СКМ» (Систем Кэпитал Менеджмент). Основной акционер (более 90 % акций) – Ринат Ахметов.

Итак, какие «здобутки», как говорят в Украине, у этой структуры за 2002-2004 годы. Приобретения СКМ за этот период сведены в отдельную таблицу (смотри приложение).

Что бросается в глаза. После назначения нового Премьер-министра в СКМ происходил очень бурный и активный процесс «освоения» активов донецких фирм. Причем, складывалось впечатление, что активы «сливались» без особого желания со стороны самих фирм, но и без видимого сопротивления. Все происходило, очевидно, по заранее разработанной схеме – Антимонопольный комитет объявлял о поступлении заявки и даче разрешения на покупку активов. Затем происходили изменения в руководстве «обрабатываемой» компании, сводившиеся к приходу в руководство представителей СКМ. После этого поступала информация о совершении акта покупки активов.

Представляется интересным и такой факт. Иногда, если речь шла о покупке активов крупного предприятия, журналисты спрашивали об условиях предстоящей сделки у владельцев активов и иногда получали ответ примерно такого содержания – никаких переговоров не ведется, а подача заявки не означает, что покупка состоится. В связи с этим напрашивается вывод о том, что передача активов порой осуществлялась помимо воли их собственников.

Вначале сфера интересов СКМ ограничивалась пределами Донецкой области, и аналитики отмечали, что за ее границами Р. Ахметов часто проигрывал схватки за передел собственности. И опять же интересная параллель - по мере роста влияния Виктора Януковича увеличивался авторитет президента СКМ Рината Ахметова, что позволяло ему более уверенно претворять в жизнь свои бизнес-интересы. Пик пришелся на лето 2004 года, когда Р.Ахметову через подконтрольные ему предприятия удалось купить наиболее лакомые активы горнорудной и металлургической промышленности.

Интересен еще один момент. Информация о финансовой стороне сделок по захвату донецких активов остается практически недоступной, что позволяет делать различные выводы, например, что эти сделки были «безденежными», то есть заключались договора-«междусобойчики», по которым «живые» деньги не перечислялись, либо что на СКМ «сливались» «компенсация» и «премиальные» за содействие при назначении на премьерский пост. Возникающие сомнения могли бы быть развеяны при доступности информации или проведении аудита, но в ближайшем обозримом будущем нам, видимо, этого не дождаться, если только Президентом не станет представитель оппозиции, который поручит разобраться со всеми сомнительными случаями «прихватизации», «банкротств», «реорганизаций» и прочих схем передела собственности.

К моменту выхода ЗАО «СКМ» на всеукраинские просторы ситуация изменилась и стало практически невозможным скрывать финансовую сторону дела. Правда, по мнению некоторых специалистов (см., например, «Зачем вдруг Азарову срочно понадобились 600 миллионов долларов?» и «Ахметов за «Криворожсталь» получил откат «Павлоградуглем») здесь тоже могли иметь место взаимозачеты или иные схемы, позволяющие уходить от перечисления реальных денег.

Появившаяся информация позволяет хотя бы контурно определить размах и мощь финансовых возможностей империи под названием ЗАО «СКМ» и контролируемых этой империей предприятий. Только летом 2004 года из недр этой финансовой империи должно было уйти порядка 4 миллиардов гривень в счет оплаты приобретенных акций. Как показывает практика, Ринат Ахметов не связывается с предприятиями, оцениваемыми менее 100 млн долларов. В связи с отсутствием более точных сведений предположим, что активы каждого предприятия в 2002-2004 годах могли стоить «всего» 100 млн грн. Тогда империя СКМ для приобретения активов предприятий, указанных в прилагаемой таблице, должна была извлечь из своих «подвалов» не менее 1,5 миллиардов «живых» долларов. Согласитесь, сумма впечатляет и за два года наскрести такую сумму вряд ли сможет любая украинская структура. Кроме того, по оценкам некоторых зарубежных СМИ, стоимость всех предприятий, принадлежащих Ринату Ахметову, составляет примерно 1,7 млрд долларов. То есть, для того, чтобы купить такие активы, нужно было вначале их иметь, затем продать, затем опять купить. Получается, как у Михаила Жванецкого: горячий шоколад в постель могу себе позволить, но для этого нужно встать, одеться, приготовить, а затем раздеться, лечь и выпить. Так что приведенная сумма наводит на мысль – а были ли денежки? А если были, то откуда появились?

Возникающие сомнения имеют под собой реальную почву. Так, постановлением Донецкого областного совета № 4/12-327 от 20.11.2003г. футбольный клуб «Шахтер» был освобожден от уплаты налога на землю. Миллионы долларов на покупку тренеров и футболистов - легионеров находятся без проблем, а несколько гривен в областной бюджет наскрести невозможно. Если можно «порешать», зачем платить больше? В кругу «донецких» существует негласный принцип – платит только слабый.

А теперь давайте обратим взор в будущее. В не такое уж далекое, как кажется. Давайте представим Украину после 15 ноября 2004 года (думается, вопреки заявлению В. Януковича, о том, что остальные кандидаты могут не беспокоиться, не все так однозначно и второй тур таки будет). Итак, представим, что победили представители определенного региона (они ведь называют себя «регионалами»). Что предстоит пережить Украине? В этом случае нам предстоит выступать в качестве наблюдателей нового передела собственности.

Вот пример из прошлого, как может происходить передел в будущем.

Март 2003 г. - Антимонопольный комитет дал разрешение компании «СИТАТ» и компании «Систем Кэпитал Менеджмент» объединиться в «Украинскую промышленно-транспортную компанию» (УПТК) для управления корпоративным правами компании «Азовмаш». УПТК будет управлять 50%+1 акциями «Азовмаш».

Август 2003г.: Виктор Янукович поручил Фонду государственного имущества передать на 5 лет в управление УПТК государственные 25% акций крупнейшего производителя железнодорожных цистерн компании «Азовмаш» (Мариуполь, Донецкая область). Об этом говорится в распоряжении Кабмина от 27 августа.

Так что в случае прихода к власти команды «донецких» нам предстоит проникнуться одним корпоративным духом, поскольку все мы рано или поздно станем работниками одной великой корпорации.

В этом случае нам также предстоит объединяться и сплачиваться вокруг одной направляющей и руководящей партии, вокруг одного «рулевого».

Не верите? Тогда посмотрите новостийные выпуски главных украинских телеканалов и Донецкой ТРК «Украина». Во всяком случае, мы уже подыскиваем себе «пахана» в качестве надежной «крыши».

Вы все еще сомневаетесь? Тогда мы идем к вам…


Виктор КАТИН

28 июля 2004. 16:15

Версия для печати  Версия для печати