августа

ХАЙ-ТЕК

«Меня засосала опасная трясина...»

Биг-морда с сайта www.ya2004.com.uaШтаб Януковича напрягся и выдал на-гора сайт своего патрона – Чайки по имени Виктор, который в детстве целовался с кобылами.


Появления сайта кандидата Януковича журналисты и прочие интересующиеся ожидали давно. Однако, как ни странно, на вполне логичных адресах yanukovich.com.ua, yanukovich.gov.ua, yanukovich.org.ua и т. д. ничего не всплывало. Хотя доменные имена большей частью зарегистрированы – согласно данным Whois.com.ua, один из них принадлежит руководителю некоей малоизвестной пиар-конторы, еще два – студенту со средним образованием и т.д. Недоумение рассеял штаб самого Януковича, презентовавший выдержанный в стиле всей избирательной кампании ресурс www.ya2004.com.ua.

На сайте прежде всего обращает на себя внимание баннер-бигморда – от набивших оскомину щитов его отличает только надпись: вместо «Тому що…» – «10 «за» Януковича». В соответствующем разделе первое «за» убивает наповал: «Виктор Янукович – президент единой Украины». За три месяца до оглашения результатов второго тура в штабе уже уверены, что главный аргумент в пользу кандидата Януковича – то, что он уже президент, и нечего тут трепыхаться! Хотя кто знает, может, «единая Украина» – это всего лишь намек на состав избирателей (со ссылкой на электоральный опыт 2002г.)?

На первой же странице под бигмордой размещен странноватый лозунг-цитата премьера, призванный, видимо, стать основным в интернет-кампании героя: «Я прагну бути Президентом заможних громадян, які caмi будують свою демократичну, сильну Державу, мають гідні умови для праці та життя!» Логичный вопрос: а зачем тогда стране вообще нужен этот президент, если граждане что угодно смогут построить сами, то есть и без него? «Работать не умею, но буду руководить»?

На сайте имеется и фотоархив, снабженный пафосными комментариями. К примеру, рубрика «Из рабочего архива» снабжена вот таким замечательным текстом:

«Миттєвості, – вихоплені з робочого життя Віктора Януковича, сповненого рішучої енергії та напруження. Щоб це не було: державна нарада чи щире спілкування з простими людьми, публічний виступ чи момент роздумів, ділові поїздки в регіони чи зустрічі на найвищому рівні – скрізь можна відчути особливу харизму Прем’єр-міністра».

Эта вот «особлива харизма» ощущается в каждом уголочке ресурса. Самая интересная его часть, конечно – как для исследователей, так и для широкого круга небезразличных читателей – «Знайомимося ближче», посвященная биографии Януковича. Составлена она из официальной справки, нескольких статей и двух уникальных книжек.

Что характерно – кандидат, который, по словам его пресс-секретаря Ганны Герман-Стецив, никогда не прятал голову в песок и не прятал от человечества судимости, в сетевом официозе о них ни словом не вспоминает. Прочитать о ходках на зону можно только в умильных книгах, ежели вам не лень перечитывать на компьютере длиннейшие тексты. Но, вообще говоря, оно того стоит.

Автор первого творения – некая Вера Николаева, и зовется оно «Прикоснись к судьбе». Во вступление к книге читателю сразу, без обиняков, дают понять, кто такой Янукович. Это – «национальный лидер» и, конечно же, «хороший человек»:

«А что такое хороший человек? Как вырастают хорошие люди? В чем проявляются человеческие качества лидера?

Самый лучший ответ на эти вопросы – конкретная судьба и конкретный портрет известного человека. Давайте же вместе перелистаем страницы жизни популярного деятеля, чья личность вызывает сегодня столько разговоров и столько неподдельного интереса.

Это – Виктор Янукович, Премьер-министр Украины».

Ну что ж, будем листать.

Первые страницы – детство Януковича. Оказывается, мы с вами имели реальную возможность никогда не увидеть его фамилии в избирательном списке. Более того, это остро ощутил и сам будущий кандидат:

«Недалеко от их дома был шламовый отстойник, куда раньше сливались жидкие отходы металлургического завода. Старый, по краям поросший лозой, с болотной жижей посередине. Люди обходили это гиблое место стороной. А Витя (известное дело – пацан!) зачем-то полез. И провалился в отстойник по самый пояс. Жижа начала затягивать, и чем больше мальчишка сопротивлялся, тем сильнее его тянуло в бездну.

Страха в душе не было, но захлестнула вдруг такая досада от безысходности! «Ну, все, – промелькнуло в голове, когда болото засосало уже по грудь. – Мне так хотелось вырасти большим и сильным, а вот погибну в этом болоте, и меня, может, даже не найдут».

Как видим, Николаева, во всяком случае, четко указывает, что полез в отстойник юный Янукович сдуру.

Во второй книге, «Загадка Віктора Януковича» Валентина Чемериса, этот сомнительный фактор отбрасывается за ненадобностью. По версии Чемериса, будущий премьер просто шел по бережку, каким-то образом поскользнулся и угодил в трясину. Однако в одном авторы солидарны: только вмешательство мистических сил – духа матери – подтолкнуло к тонущему Януковичу ветки лозы, за которые он ухватился и вылез на берег.

На этом осторожнее Виктор Федорович не стал, и вскоре перед ним опять замаячила перспектива утонуть:

«Однажды любопытный мальчишка стал дразнить гусей у какого-то двора и, убегая от злого гусака, поскользнулся, упал в колодец. Но, видно, судьба припасла для него еще много испытаний, и Витя не утонул, зацепился курткой за крюк».

Это – версия Николаевой, опять-таки с долей снисхождения к юности: ну, подразнил, было дело. Чемерис же на нескольких страницах красочно описывает, как злобные гуси, испытывавшие к Януковичу необъяснимую ненависть, группой лиц подстерегли несчастного в засаде и жестоко загнали в колодец.

Оценить стиль повествования Валентина Чемериса вы сможете и сами, если вам удастся представить себе Януковича на месте лирического героя этой романтической песни. Вот этот отрывок, например, раскрывает нам небольшой секрет: почему штаб «единого неделимого кандидата» расположен в кинотеатре «Зоряный». Просто, видимо, вспомнил Виктор Федорович жаркие поцелуи одной кобылки:

«Їм сказали: вибирайте собі кожен по коняці. Верховій, ясна річ. Хлопчаки вибирали-вибирали і, нарешті, вибрали.

«Я взяв молоду кобилу на ймення Зорька, – розповідає Віктор Янукович. – Чорна така, білі копита і зірка на лобі. Не знаю чому, але вона мені приглянулась. Беру цю, кажу. А пастух головою хитає. Не раджу, каже, Зорьку брати. Надто вона норовиста. Вибери собі спокійнішу, верхівець з тебе ще далеко не справжній, а Зорька... Вредна вона, зрештою зізнався. Матимеш з нею мороку. Нащо це тобі, хлопче.

А мені Зорька сподобалась. Не знаю чому, але тільки глянув на неї, так і вирішив: цю беру. А там будь-що-будь. Як хочеш, одказує пастух, можеш і Зорьку взяти, хоч я й не радив би. А там – дивись. Діло хазяйське – Зорька то й Зорька... І почав я Зорьці грудочки цукру давати – любила вона солодке, - хлібця шматочки. Раз прикормлю, два, вона й стала до мене підходити. Сама. По добрій волі. Це вже було півперемоги. Все, кажу, Зорьку беру. Мене знову застерегли, що вона погано об’їжджена. Але я її взяв. Потихеньку прикормив, приласкав, мені допомогли на неї вуздечку надіти, сідло. Зорька моя понервувала, попсихувала і навіть пару разів намагалася мене гризнути – коні на це мастаки! Та й зуби мають для цього підходящі. Особливо можуть гризнути неугодного верхівця за коліна. Мене про це застерегли. І навчили на коліна рукави з куфайки як панчохи надівати. Не гризне тоді, коліна добре захищені. Зорька пирхає, вертиться, цапки стає, хоче гризнути мене, а я їй по зубах коліном – бац! Трохи понабивав їй губи. І так день, ще один.. Я по губах її хоч і ляскав, але ж і улюбленим цукром пригощав. Всю свою чи не місячну норму цукру на чай віддав їй, доки й не вкоськав. Зрештою, вона й заспокоїлась. І навіть почала до мене звикати. Але ось що цікаво. Підійде до мене мужик, вона – нуль уваги. А ось як дочка пастуха... Літ за двадцять їй було, з нами, хлопцями, їй погомоніти хотілося. Пожартувати. Так ось тільки підійде вона до мене, Зорька сама не своя – ревність!

Бувало, вранці, ні світ, ні зоря очі розплющу, чую – хтось біля мене сторожко дихає. Вона. Зорька моя. Оберігає мій сон. А коли вовк – траплялося й таке – підійде вночі, Зорька навколо мене ходить, пирхає, копитами тупає. Охороняє мене, одне слово. Відбіжить і зразу ж повернеться. Всю ніч од мене не відходить (а спали ми під відкритим небом, біля багаття), як вірний собака мене стереже. Коли не прокинуся вранці – а вставали ми рано-рано, ще тільки-но на світ білий благословлялося, чую, хтось біля мене дихає. Розплющу очі, а Зорька нахилилася і так уважно-уважно на мене дивиться. Я заплющу очі, лежу непорушно, вдаю, що сплю, а сам думаю: ось зараз вона мені пригадає, як я її коліном по губах хвицав... Набрався терпіння, лежу, хвилюватися вже почав, а вона нахиляється все нижче-нижче... Хотілося мені схопитися, але я... Витримав. А вона нахилилася до мене ще нижче і губами мене поцілувала. Я відкрив очі, а вона як засоромилась. Очі вбік відводить, як ховається від мене. Це було перший раз так. А потім часто-часто так бувало».

Раньше подобный стиль социалистического романтизма использовался в детских книжках: о юности Шевченко, например. У нового времени – новые герои.

Впрочем, по части образности автор первой книги не слишком отстает от Чемериса. Сравнить Януковича с чайкой Баха додумается не каждый:

«Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для этой же чайки главное было… в полете».

Романтические произведения Ричарда Баха посвящены душам, сумевшим взлететь над обыденностью, людям, нашедшим смысл существования в постоянном преодолении, в покорении вершин. Впрочем, в посвящении к книге «Чайка Джонатан Ливингстон» сам автор пишет: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живет в каждом из нас». Значит, стремление к полету присуще всем, только осуществить заложенное в нас Природой или Богом дано немногим. Возможно, среди этих немногих – и Виктор Янукович».

Или вот такое сравнение:

«Как мощный локомотив, ворвался Янукович в застоявшуюся киевскую атмосферу, где одни и те же лица плавно перемещались из здания в здание: из Администрации Президента – в Верховную Раду, из Верховной Рады – в Кабинет министров, из власти – в оппозицию, а потом – в обратном направлении».

Наш паровоз, вперед лети…

Вопрос судимостей Виктора Федоровича в обеих книгах описан довольно скупо, хотя и не без определенной блатной романтики – самоотверженно взял вину на себя, судья осмотрел невиновного самооговорщика и сказал: «Хочет сидеть – пусть сидит». Вот как все несправедливо и вообще.

К примеру, нелегкие будни Януковича на зоне вообще обойдены стороной. Хотя наверняка такая птица как чайка Янукович и за решеткой находила возможность явить миру красоту и силу духа. Гораздо больше внимания уделяется процессу отмывания будущего премьера Береговым и прочими официальными лицами. Умиляет фраза, где Януковича записывают в самые настоящие диссиденты! Более того, оказывается, тоталитарный режим СССР победили не политзаключенные, не студенты, не правозащитники, а простой паренек Витек!

«Не люблю, когда играют не по правилам», – говорит Виктор Янукович. Но жизнь нередко играла с ним не по правилам. Как тогда, в годы его юности, когда против заводского мальчишки пошла целая система, тупая и безжалостная. Премьер-министр считает, что ему нечего скрывать и нечего стыдиться. Да и чего стыдиться? Не того же, что 28-летний рабочий парень смог победить всесильную ГОСУДАРСТВЕННУЮ МАШИНУ!»

Это круто. Да и сам Янукович крут. Вот такой пассаж призван продемонстрировать крутость, доброту и строгость настоящего донбасского начальника:

«Стачком заседал в красном уголке. Заседают час, второй, третий, никого не пускают. Янукович говорит председателю профсоюзного комитета:

- А ты почему не идешь?

- Не пускают.

Тогда гендиректор берет профсоюзного «бога» за руку и ведет в стачком. Подошли, на дверях стоит охрана и никого не пускает. Янукович, невзирая на это, двинулся к двери, а один из охранников схватил его за пиджак и надорвал.

Тогда Виктор Федорович снимает пиджак, бросает охраннику и строго говорит:

– Зашьешь, погладишь, и принесешь».

Если еще и добрый прищур добавить, вообще Ленин выходит. В общем, как обещал начальник штаба Януковича представить людям нового Виктора Федоровича, так и сделал. Патрон, конечно, вышел несколько противоречивым, но, в общем, «харизма проглядывает».

«Не станем погружаться в тонкости международной политики Украины, но каждый, кто наблюдает за действиями Премьер-министра Януковича в этой области, подтвердит, что государственные интересы он умеет защищать. Вспомните только Тузлу».

Вере Николаевой явно стоило внимательнее следить за политсобытиями, чтобы не рассказывать о том, что сдача Тузлы руководством государства – это защита государственных интересов.

«Согласитесь, есть в нем некая сила, перед которой готово склониться любое женское сердце. Что-то такое мощное, может быть, грубоватое, но этим и покоряющее.

И даже протокольный костюм и галстук (эта униформа деловых мужчин) сидят на нем как-то по-особенному. Ему бы джинсы и кожаную куртку. В крепкие руки – не портфель, а руль автомобиля, штурвал самолета или поводья горячего скакуна».

Правильно, дело говорит, уважаемая! Такая рабочая сила пропадает, штаны протирает в кабинетах! Может, ну ее на фиг, эту избирательную кампанию? В поле, к коням, к любвеобильным кобылам наконец…

Интересен и рассказ о Януковиче в быту:

«Авторитет отца в семье Януковичей сомнению не подлежит. Даже жена, Людмила Александровна, как и сыновья, зовет мужа «батей».

Просто и конкретно. А вот о малолетнем внуке Виктора Федоровича:

«Этот парень имеет много общих дел с дедом, и Виктор Федорович, еще не раздевшись, уже начинает что-то с ним обсуждать. Потом, сбросив пиджак, идет вслед за внуком, и начинается мужской разговор».

Воспитание подрастающих Януковичей – вообще отдельная песня:

«Наверное, и Виктор Федорович, и Людмила Александровна рассказывали детям, что такое хорошо и что такое плохо. Но, скорее всего, определяющую роль сыграл их личный пример, их жизнь, которая проходила на глазах детей».

Правильно, философские категории добра и зла – это одно дело, а вот понятия – это как-то ближе… Сыновья премьера и сами подтверждают, что общались с батей-авторитетом нечасто, но мало никому из них не показалось:

«Виделись мы с отцом мало, но влияние он оказывал самое сильное и глубокое. «Разбор полетов» запоминался…»

Еще, безусловно, такие книги всегда украшает изложение собственных взглядов героя. После всех рассказов автора о трудолюбии Януковича, который день-деньской пчелкой трудится на благо отчизны, подобное признание Виктора Федоровича звучит оригинально:

«ЕСЛИ БЫ Я РАБОТАЛ ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ, ВАЛИЛСЯ С НОГ ОТ УСТАЛОСТИ, ТО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, ПОКИНУЛ БЫ ЭТО КРЕСЛО».

По прочтении книги возникает упорное желание поставить Януковичу памятник за удачно воплощение в жизнь римского постулата «Хлеба и зрелищ!»:

«Еще будучи донецким губернатором, Янукович любил приводить пример тесной связи спорта и национальной экономики: если «Шахтер» выигрывал матч – в Донбассе значительно повышалась производительность труда. Наверное, с той же целью (чтобы были здоровее и работали лучше), Виктор Федорович инициировал чемпионат области среди футбольных команд городских, районных исполкомов и обладминистрации».

Вот, оказывается, зачем Ахметову «Шахтер»! Конечно, если с каждого гола Матузалема, Агаховы или Марики конечная чистая прибыль Рината Леонидыча составит несколько миллионов долларов, то можно и Роналдо покупать. Впрочем, отношение команды донецких к собственному народу – как в масштабах области, так и за ее пределами – такая цитата символизирует как нельзя лучше.


Георгий СЕЛЕЦКИЙ

21 августа 2004. 09:00

Версия для печати  Версия для печати