|
|
НЕИЗБЕЖНОСТЬ КОМПРОМИССА Многоточие на карте: взгляд на регионы без оранжевых очков Пока неуклюжие портные впопыхах подгоняют оранжевый костюм под женскую талию, будущие партнеры по коалиции не спешат объясниться, как они собираются компенсировать отсутствие политического представительства на уровне местного самоуправления в юго-восточных регионах страны. В первую очередь это касается тех областных советов, большинство в которых возымели бело-голубые. То ли себя не хотят преждевременно расстраивать, то ли сограждан. Похоже, ближайшее политическое будущее сулит нам очень интересную перспективу: сложилась ситуация, при которой те, которые формально окажутся в оппозиции на уровне центра, овладеют достаточным потенциалом для эффективного влияния на местах. И закрывать глаза на это можно будет только до поры до времени. Не дольше. Результатом отказа от создания то ли большой коалиции, то ли большинства с участием Партии регионов на уровне Верховного Рады станет возникновение множества конфликтов на уровне отношений местных советов с исполнительной вертикалью. Первым из последствий желания играть во «власть и оппозицию» сразу же станет проблема легитимации губернаторов от тех политических сил, которые еле-еле перескочили в «региональных» областях 3% барьер. А то и вообще не перескочили, как, например, НУ и БЮТ в Донецкой и Луганской областях. Каким образом центральная власть сможет диктовать свои условия там, где она, по сути, находиться в абсолютном численном меньшинстве? Наиболее правдоподобный сценарий, который сулит завтрашний день новой старой власти, предусматривает отказ областных советов, в которых большинство будет сформировано на основании ПР, принять назначенного из центра «коалиционного» губернатора без учета их интересов. Это очевидно. Неужели кто-то действительно надеется на то, что Донбасс встретит оранжевого губернатора, назначенного в порядке приказа, хлебом-солью? Если такие романтики наличествуют в украинской политике, их поистине жаль. Откровенно и без доли иронии. Статья 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусматривает право местных советов вносить на рассмотрение Кабинета Министров кандидатуры глав соответствующих госадминистраций. В ближайшем будущем эта возможность будет использована на все сто процентов. Но вот последствия не столь очевидны. Дело в том, что Кабмин может всего лишь принять подобные рекомендации во внимание. Не более. В таком случае, скорее всего, назначенный губернатор не сможет удержаться на своем месте долго. А механизм смещения – надежный и однозначный – конкретно прописан в той же статье того же Закона. Она предусматривает возможность принятия решения о недоверии главе областной государственной администрации путем голосования депутатского корпуса соответствующего областного совета - двумя третями от фактического состава депутатского корпуса. Чисто формальной предпосылкой может стать желания совета выслушать ход исполнения областного бюджета или программы социально-экономического развития области с их негативной последующей оценкой. На практике это будет выглядеть следующим образом. Новоназначенный губернатор, не найдя общего языка с неподконтрольным ему большинством, через два-три месяца будет вызван этим большинством «на ковер». Для промежуточного контроля за ходом наполнения областной казны, скажем. И с безразличным выражениям лица послушав доклад, без надлежащих аргументов председатель ставит на голосование вопрос о недоверии. Депутатский корпус уже, разумеется, подготовлен. И все о последующем решении знают заранее. И губернатор знает. Но поделать ничего не может. Меж молотом и наковальней: с одной стороны Киев и обязательства, а с другой – несговорчивое большинство совета. И вот отставка. Следующий, войдите! И так до тех пор, пока либо центральная власть не пожелает приклонить ухо к чаяниям местных депутатов, либо не разразится социальный кризис местного масштаба. А до того - конфликты, «торможение», создание препятствий в работе. Полное отсутствие любви и взаимопонимания, одним словом. Конечно, в подобных условиях центральная власть может стать в позу, желая продемонстрировать свое преимущество, оставив уволенного губернатора на правах исполняющего обязанности. Но это игра с заведомо нулевым результатом как для Киева, так и для региона. Показательное понимание сложившейся ситуации уже продемонстрировал Евгений Червоненко, который, будучи всего лишь губернатором Запорожской области, публично выступил за большую коалицию: мол, только в ней спасение всей Украины. Понимает «солдат президента», что для того, чтобы остаться губернатором, которому дадут работать, нужно будет идти на компромиссы с Партией регионов, которая взяла в Запорожье 50% мест в областном совете - 60 мандатов. То есть уже сегодня наблюдается заигрывание представителей центральной власти с теми, кто получил власть реальную, то есть, местную. Понятно, что без поддержки областного совета губернатор – ноль без палочки. Тем более совета с определяющим большинством, когда гнуть депутатов «под себя» будет куда труднее, чем в былые времена. Долго так продолжаться не может, надо что-то решать и на что-то решаться. Как бы этого, возможно, и не хотелось бы. С одной стороны, учесть мнение большинства областных советов при назначение очередного губернатора означает признание возможности ПР влиять на решение центральной власти плюс фактическое признание возможности политического контакта и переговоров с ПР со стороны «оранжевых», которое сегодня так рьяно отрицается БЮТом. С другой стороны, пренебрежение этим мнением означает принятие на себя полной ответственность за состояние дел в той или иной области, не имея формальной возможности влиять на них в полной мере. Даже при огромнейшем желании. Так что придется либо поступиться политическим принципом и, извинившись, пожать руку сегодняшнему врагу, либо твердой поступью идти на встречу своему политическому финалу. Похоже, это понимает «Наша Украина», которая упорно не желает выкапывать томагавк войны с «регионалами», и без того погребенный неглубоко. Выход из этого тупика может быть найден в двух направлениях. Первый. «Оранжевая» коалиция сразу после своего формирования идет на переговоры с «бело-голубыми». От этого выигрывают в первую очередь Партия Регионов и Президент, который, благодаря такому варианту сможет начать позиционировать себя Президентом всей Украины. Проигрывает в этом случае центральная коалиция, которая, фактически имея премьера и контроль над центральными органами исполнительной власти, упускает возможность полностью контролировать использование бюджетных денег на уровне областей, не имея там ни депутатского представительства, ни губернатора. Здесь не существует золотой середины: либо коалиция демонстрирует понимание ситуации, либо ставит под сомнение свое будущее существование. Однако, следуя логике данного сценария, и БЮТ может согласиться на подобный выход, обоснованно требуя себе губернаторов там, где он получил большинство. Баш на баш. Тогда в полном проигрыше остаются НУ и СПУ. Что может приблизить реализацию именно такого сценария? Со стороны ПР – срочное формирование большинства в как можно большем количестве областей. Это первый шаг. Затем - демонстрация готовности и способности использовать этот потенциал тотчас в случае ущемления интересов «регионалов» в процессе назначения губернаторов. Исходя из результатов конфликта, который возникнет в национально-демократическом лагере в результате подобной ситуации, ПР можно даже попытаться выторговать некоторые места если не в исполнительной вертикали, то хотя бы в парламентских комитетах. Но тут не следует увлекаться – равновесие сил может оказаться очень шатким. Наиболее спорный момент в реализации данного сценария – амбиции социалистов и «нашеукраинцев». Первые не имеют большинства ни в одном областном совете, другие – только во Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. Второй вариант. Коалиция полностью игнорирует притязания Юго-Востока Украины и формирует штат губернаторов исключительно за счет своего кадрового потенциала. Следствия – описанная выше вражда губернаторов с областными советами и перманентная угроза смещения губернатора 2/3 голосов. Допустим, Президент и премьер упорствуют в своей принципиальности – и губернатор продолжает править в статусе исполняющего обязанности. На первый взгляд – ничья. Но победителем в состязании определится все же позже. Возможно, конечно, затянуть старую песню об ущемлении прав регионов «центром» и поиграть в финансово-бюджетные войны: ведь субвенции, дотации и пр. определяются именно «центром». Но едва ли этим обойдется, и центральная власть может нарваться на саботаж исполнения бюджета и, как наиболее зловещий сценарий шантажа, – на возрождение пресловутого «федерализма»: мол, мы горбатимся, а нас к тому же «щемят». Да еще кто? Те, кого мы кормим! Подобные лозунги пойдут «на ура» среди не очень желающих вникать в хитросплетения политики граждан Юга и особенно Востока. Одним словом, хотя вследствие выбора второго пути и удастся полностью удовлетворить притязания каждого участника коалиции на свой пай в исполнительном пироге регионов, об эффективности работы нового правительства не стоит даже и упоминать. А если учесть тот факт, что реформа местного самоуправления, которую так активно толкал г-н Безсмертный, предусматривает децентрализацию, то новой коалиции вообще крыть нечем… Понятно, что «прозорливый» Роман Петрович не смог предусмотреть полный провал НУ на местных выборах, иначе «реформа» носила бы совсем иной характер. Но что уж теперь Безсмертного вспоминать… Состояние всеобщей подозрительности и шантажа, в котором пребывает еще не сформировавшаяся «демократическая» коалиция, мешает ей понять, что Партия регионов пока что заинтересована в сохранения статус-кво, не более. «Регионалы» сейчас не в состоянии провести наступательные действия – нужно время для оценки ситуации или ее изменения. На этом и нужно «сыграть», оградив себя от нагнетания конфликтности с регионами. Но тогда возникает резонный вопрос: а что, собственно, в таком случае, кроме амбиций БЮТа, стоит на пути большой коалиции на центральном уровне, если приходится идти на уступки проигравшим на уровне местном? Конечно, кое-какая разница есть. Но принцип-то уже не будет соблюден в любом случае. Иначе неизбежно сложится ситуация, при которой «оранжевые», идя на поводу БЮТ, загонят себя на полосу «одностороннего движения» - с невозможностью развернуться по ходу. В конце концов, политика – искусство возможного, где все решают не желания, даже самые благие, а именно возможности. Хочет или не хочет оранжевая коалиция, а идти на политический контакт с ПР придется. Рано или поздно. Но поскольку это только вопрос времени, отсчет которого пойдет после нескольких местных кризисов и конфликтов, то лучше все же раньше. Понятно, это станет серьезным испытанием внутри оранжевой коалиции, поскольку уменьшит количество теплых мест, которыми они рассчитывают распоряжаться единолично (не трудно себе представить, до какой степени своего благородного нутра оскорбится Александр Мороз, если попробовать забрать у СПУ, пусть даже на благо всей страны, одно из облюбованных им кресел). Но в любом случае коалиция «утрясется» в формате «нацдемы» плюс «регионалы». Вот только хватит ли политического ума и воли партиям власти понять это до того, пока обстоятельства их не заставят?
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|