26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

КОАЛИЦИОННАЯ СПИРАЛЬ

Дуализм триединости

Наблюдая за очередным эпизодом саги о формировании парламентского большинства, не на шутку задумываешься над тем, чему удивляться больше – несусветней глупости или же мастерству шантажа? Просто масштабы и того, и другого поистине впечатляющи.


Последние месяцы стали яркой демонстрацией того, что властная элита – в первую очередь имеется в виду элита представительская, наделенная немалыми полномочиями, – оказалась не готовой к конструктивной работе в условиях парламентско-президентской республики. И дело тут совсем не в продолжительности формировании коалиции, а в методе и подходах, которые при этом используются. Сегодня, кажется, уже все уяснили, что изменить политическую систему куда сложнее, чем написать и принять Закон о ее изменение. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда телегу поставили впереди лошади: законодательное поле новое, а практика политического поведения и принятия решений старая. Но, похоже, многих это устраивает. Процесс создания парламентского большинства – лишнее тому подтверждение.

Повестка политического дня ставит перед представителями парламента и недоумевающими избирателями, которые голосовали на последних выборах за разные политические силы, целую вереницу вопросов, предложенные ответы на которые звучат сегодня как-то неуверенно. И голос ответчиков не столь тверд как раньше. Подрагивает. Иногда даже срывается. То, что еще три месяца назад казалось очевидностью, сегодня стоит под большим вопросительным знаком.

Как получилось, что оранжевая коалиция, казавшаяся после выборов очевидностью, переступила сегодня грань развала? Конечно, можно, не желая углубляться в суть вопроса, списать все на амбиции партийных лидеров. Первое время так и делали. Но по ходу разворачиваемых событий подобное объяснение перестало удовлетворять как политиков, так и граждан. Проблема стала фактом, отмахиваться от которого дальше было глупо. Но обо всем по порядку. Без суеты.

Все началось с победы, которая, однако, оказалась не постизбирательным хеппи-эндом, а началом «войны всех против всех». Началась новая игра – за реальную власть. И, как оказалось, математическое преимущество в этой игре оказалось не столь многообещающим для тех, кто на него так рассчитывал. А, точнее сказать, выстроил на нем всю логику своего дальнейшего поведения. Как известно, в политике не всегда один плюс один равняется двум.

В то время, когда после окончания выборов БЮТ начал вести переговоры с НУ и СПУ о создании коалиции, полагаясь исключительно на свой результат и коалиционный потенциал (тождество программ за исключением некоторых вопросов, общее стояние на Майдане, приверженность демократическим принципам и прочая несерьезность), Партия Регионов начала действовать. Поскольку реальность оранжевой коалиции тогда казалась априорной, то дело оставалось за малым – за так называемой политической механикой: придумать квоту и аккуратно переделить власть соответственно новому раскладу. Это мне – это ему – это Остапу Ибрагимовичу, это снова мне… Банальный раздел портфелей, иными словами. Но в экстазе, который охватил «властное семейство» в процессе дележа, национал–демократы забыли прописную истину: выигранное сражение это еще не выигранная война. Бдительность подвела.

Напротив, Партия Регионов поняла, что выборы закончились. Пора играть по новым правилам. Лучше всего - собственного изобретения. И, в то время, пока оранжевые с головой ушли в коалициаду, ПР использовала весь свой ресурс для того, чтобы не уйти с политической сцены страны навсегда. Понимая, что это их последний шанс зацепиться за власть, регионалы на протяжении всего-навсего двух месяцев создали настолько мощный потенциал политического шантажа, что тут уже призадумался даже Президент. И правильно сделал – нечего было лезть в переговоры по созданию большинства. Только лишний раз в грязи вывалялся. Да и к тому же еще много «лестного» услышал в свой адрес от тех, с кем его партия должна была совокупиться в коалиции. Хотел как лучше, а получилось как всегда. Состоянием на начало июня результат был ошеломляющий: формирование большинства в местных советах на юго-востоке на основании ПР, языковые парады, Крым… Все это заставило Президента задуматься – стоит ли оранжевая коалиция свеч? Не зря ли спички жжем? И тут случилось чудо, которое повергло политологов в теоретический ступор – подобная тактика со стороны ПР дала положительный результат. Лед тронулся, господа присяжные заседатели. «Наша Украина» уже даже и не отнекивалась от того, что ведутся переговоры с представителями тех, кому надлежало место не в коалиции, а на нарах (по изречениям представителей все той же НУ как в канун президентских, так и, чего душей кривить, парламентских выборов). Ни дать, ни взять – прав был Владимир Ильич, утверждая, что «властью может быть только сила». А точнее те, кто ее реально могут и готовы применить.

Реально продемонстрировав силу на местном уровне, а также монолитность парламентской фракции, ПР, во-первых, показала недюжинный характер и понимание структуры политического момента; во-вторых, полную уверенность в эффективности избранной тактики; в-третьих, готовность стать союзником по коалиции любого, кто пригласит.

Конечно, сегодня обвиняют Президента в том, что он не приложил максимума усилий для создания оранжевого большинства. А стоило ли? Давайте представим, что изменилось бы, если бы такое большинство состоялось. Во-первых, ПР пошла б ва-банк, ужесточив свою политику по всем щекотливым вопросом для того, чтобы доказать своим избирателям готовность защищать их интересы от оранжевого дилетантства и непрофессионализма. Это еще так – не усугубляя. Во-вторых, экономический и финансовый потенциал регионалов позволил бы им без особых потерь переждать «зиму оппозиционности». В-третьих, каждый провал новой коалиции сопровождался бы неистовством как регионалов, так и коммунистов. Тех, что на подтанцовке. Поскольку последние могут в плане популизма позволить себе намного больше, чем те же регионалы, заседания ВРУ станут настоящей находкой для почитателей политической риторики. Так что рано или поздно ПР, играя на внутренних конфликтах в коалиционном большинстве, итак бы заставила с собой считаться. Это понимает Президент, который оказался сегодня между молотом оранжевой коалиции и наковальней грозного шантажа с боку ПР. И идеалы Майдана тут ни к чему.

А помнится еще несколько месяцев тому назад, после парламентских выборов, экспертное мнение предрекало быструю кончину ПР. Почему? Да потому, что состоянием на тот момент очевидностью была оранжевая коалиция. Предположение в целом заслуживало внимания, но куда большего внимания заслуживало его рассмотрение в динамике. А динамика продемонстрировала: Партии Регионов здравствует, поскольку партия, которая после поражения на выборах сумела за считанные месяцы сконструировать новую политическую реальность с выгодой для себя заслуживает, по крайней мере, внимания и учета. Так оно и случилось.

Теперь подобного рода проблема стоит перед НУ и БЮТ. Их лидеры прекрасно понимают, что, даже создав коалицию, им не удастся избавиться от ПР. От этого и волнуются. В первую очередь - «Наша Украина». У них Президент все-таки. А Президент не может дальше позволять себе быть президентом только части страны. А, учитывая рейтинг его популярности среди плебса сегодня, только реальные шаги к переходу с регионального уровня на общенациональный помогут ему остаться у руля. Как раз на этом играет ПР. У нее есть ключ к политической реабилитации Виктора Ющенко – ключ к Востоку и Югу. Соблазнительно, не правда ли? Но, с другой стороны, пойдя на контакт с ПР, Ющенко ставит под удар себя и НУ там, где им удалось наскрести те избирательные крохи, которые позволяют сегодня рулить ситуацией. А именно – на Западе. Это значит политическую кастрацию. Генерал без армии. Тут дилемма – либо коалиция с ПР, смена имиджа и, как результат, продление пребывания у власти, но потеря избирательного ядра, или же сохранение того мизера голосов за собой, но приговор на вечную анафему на юго-востоке. Да и Тимошенко премьером в придачу. Конечно, если пойти первым путем, то за четыре года можно придумать какую-то байку и попробовать ретироваться, если же другим – готовиться к блокаде и саботажу. Выбор будет зависеть, конечно, не только и даже не столько от президента, сколько от его дорогих друзей. Вот только хватит ли им понимания того, что время пролетит очень быстро? А обновить свой мандат через пять лет много кому захочется сызнова.

Дела с БЮТ и госпожой Тимошенко состоят попроще: или в коалиции при власти, или же в оппозиции. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем больным и бедным. Смеем предположить, что, оказавшись в оппозиции, БЮТ лопнет как мыльный пузырь. То есть, Юлии Владимировне скажут спасибо хоть на том, что провела в парламент, а там уж они (депутаты-финансисты) сами справятся. Благо, опыт в наличии. И останется от БЮТа только красивая сказка с мягким взглядом карих очей и знаменитой на весь мир косой. Этого она и боится. Количество депутатов в ее фракции может сыграть с ней в злую шутку – не справиться со всеми. Вот и сегодняшнее голосование продемонстрировало то ли отсутствие партийной дисциплины, то ли несогласие с позицией лидера. В этом принцессе Майдана надобно бы разобраться. И побыстрее. А то такие конфузы уж очень красноречиво говорят о том, что скрывают от общественности за семью замками. Вот вам и императивный мандат. Чушь на постном масле, не более.

Если же искать причину оранжевой разрухи, то она, как говаривал Филипп Филиппыч Преображенский, в головах. А точнее, в умении пользоваться мозгами. К примеру, вместо того, что бы сразу же после выборов начать формировать коалиции в местных советах Запада и Центра Украины, БЮТ начал делить портфели в Киеве. Вместо того, чтобы склонять на свою сторону людей, продолжая поездки по регионам и пугать их реваншем «сине-голубой камарильи», Юлия Тимошенко пустила все на самотек. Дайте мне премьера, а дальше гори все синим огнем. Киев, конечно, главное, но реальная политика-то делается на местах – в регионах. Непонимание этого - сродни политическому самоубийству. Анализ количества и быстроты расколов во фракциях БЮТа в местных советах свидетельствует о том, что это истукан на глиняных ногах, которого не обязательно бить в голову – хватит легкой подсечки.

Да и если учесть колоссальную конфликтность между НУ и БЮТ на местном уровне, то стоит предполагать ее еще большее обострение в случае создания оранжевой коалиции. Все очень просто: людей много – кресел мало.

Сила реальной политики состоит в умение создать себе шанс. Именно создать, а не дожидаться, пока кто-то другой подставится и даст тебе возможность воспользоваться своей оплошностью. ПР сегодня шантажирует оранжевых еще и тем, что регионалы готовы создать внекоалиционное большинство и самолично распоряжаться властью. Эффектный ход, согласитесь. Президент и НУ в положении, когда их как бы приглашают, но демонстрируют, что могут обойтись и без них. Так сказать, одаряют их с барского плеча. О БЮТ в этом раскладе упоминание вообще отсутствует. Механика реализации этого сценария – внекоалиционного большинства – проста до невозможности. Главное только – избрать руководство Верховной Рады, а там – отмена нормы Постановления о Регламенте ВРУ, которая предполагает создание большинства на основании партийных фракций. Пикантность ситуации еще и в том, что отсутствует Конституционный Суд, который мог бы дать свою оценку подобного шага. По сути, этот шаг перечеркнет всю логику политической и конституционной реформ, результаты которых сегодня ой как неоднозначны. Интересно, сколько еще терпения понадобится гражданам страны для того, чтобы отрешиться от роли соглядатаев?

Когда учительница спросила Вовочку, почему тележка, в которую впряжены лебедь, рак и щука, никак не тронет с места, он ответил следующие: «Марья Ивановна, ежели нет в стойле лошадей – нечего запрягать всякую ерунду». Не правда ли?


Назар БОЙКО

Версия для печати  Версия для печати

21 Июня 2006 16:17


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: