26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

«НИЗАЧОТ»

Конституционные маневры: европейское направление

фото ura-inform.comВенецианская комиссия не оправдала конституционных надежд Ющенко и его Секретариата.


Как известно, в конце февраля текущего года Виктор Ющенко открыл «национальные конституционные дебаты – широчайшую общественную дискуссию в нашей стране о конституционной реформе». Как оказалось впоследствии, в вышеприведенной и, на первый взгляд, бесхитростной формулировке таилось скрытое послание, а именно: анонсируемая президентом конституционная забава предназначается для «внутреннего употребления». В том смысле, что, мол, мы тут сами в нашей стране разберемся – без посторонней помощи и напутствий. Но, несмотря на «предупреждение» гаранта, в украинские конституционные дела и чьи-то делишки все же решила сунуться Европа. И, кстати сказать, весьма вовремя решила, напомнив и президенту, и Национальному конституционному совету, что не стоит шутить с серьезными вещами: если уж решили изменить Конституцию и при этом претендуете на демократичность, то, будьте любезны, соблюдайте такую мелочь, как процедура. Тем более, что она четко прописана. Но обо всем в порядке очереди.

18 марта 2008 года Мониторинговый комитет ПАСЕ обратился к Европейской комиссии за демократию через право (в быту – Венецианская комиссия) с просьбой «оценить проект Конституции Украины, подготовленный группой ученых во главе с профессором Шаповалом». На прошлой неделе,13-14 июня, состоялась 75-ая пленарная сессия Венецианской комиссии, на которой и была представлена требуемая оценка.

Дабы не быть превратно понятыми, щепетильные в таких делах европейцы сразу подчеркнули, что, хотя, этот проект и не считается официальным, он все же является «важным элементом в продолжающейся дискуссии о конституционной реформе в Украине». Так что комментарии к этому проекту составляют немалую ценность для настоящих и будущих попыток пересмотра украинской Конституции или принятия ее новой редакции.

Несмотря на то, что ПАСЕ попросила прокомментировать суть проекта, а не процедуру его принятия, Венецианская комиссия посчитала уместным начать именно с процедуры. Для экспертов комиссии является очевидным, «что новая версия украинской Конституции должна приниматься по процедуре, полностью удовлетворяющей требованиям Раздела ХІІІ Конституции Украины». Имеется в виду норма о необходимости утверждения таких изменений большинством в 2/3 от конституционного состава Верховной Рады Украины. Иными словами, вполне понятное желание Секретариата президента оставить ВРУ за бортом конституционного процесса не нашло отзыва в сердцах европейских правоведов.

Весьма осторожно Венецианская комиссия восприняла одну из основных «фишек» проекта – народную инициативу, как форму прямой демократии (статьи 76-77 проекта). По мнению «венецианцев» – это палка двух концов: с одной стороны, действительно, референдум является демократической процедурой принятия решений, но с другой, он может угрожать и подрывать работу представительской демократии. Да и в случае негативного опыта или же злоупотребления этим инструментом будет очень непросто лишить граждан этого права: «политики и политические партии столкнутся с серьезными трудностями, обосновывая такой отказ». И тем более «политическим» считает комиссия вопрос о возможности внесения изменений в Конституцию путем референдума (статья 77 проекта).

Традиционно неприемлем для экспертов Венецианской комиссии так называемый императивный мандат: «полная зависимость индивидуального депутата от партии или избирательного блока является несопоставимой с той ролью, которую должен играть депутат в свободной парламентской системе». Здесь имеется один небольшой нюанс. Дело в том, что в анализируемом проекте Конституции под императивным мандатом подразумевается лишение депутата представительского мандата в случае его не вхождения или выхода из фракции той партии или блока, по списку которого он, собственно, и был избран (пункт 6 статьи 85 проекта). Обратите внимание, что в проекте Шаповала отсутствует норма, предполагающая лишение депутатства высшим руководящим органом партии или блока с так называемых «інших причин», а, по сути, - по своему усмотрению. Интересно, что сказали бы европейские правоведы, если бы им пришлось комментировать еще и это?!

Абсолютно «бракованной» по европейским меркам оказалась статья 95 проекта, предусматривающая право роспуска парламента президентом. «Статья 95 может привести к роспуску парламента в тех случаях, когда этого роспуска можно избежать», – считают эксперты. Президенту дается право распускать парламент после консультаций, которые, однако, не имеют никаких последствий и никак не влияют на решение президента: «даже если спикер Верховной Рады, премьер-министр и лидеры парламентских фракций будут против, президент может распустить парламент». Более того, альтернативный вариант статьи 95 представляется европейским экспертам еще менее приемлемым. Суть альтернативы состоит в том, что президент может назначить референдум по вопросу досрочного прекращения полномочий парламента. Вывод комиссии однозначен: «Референдумы не являются подходящим средством для решения краткосрочных политических кризисов. Референдум рискует усугубить кризис, так как после удачного референдума необходимы будут новые выборы».

Не менее однозначен и комментарий, касающийся роли и места Совета национальной безопасности и обороны в общей конструкции государственного управления. Статья 112 проекта консервирует сегодняшнюю роль СНБО, что является необычным в европейских демократиях. «Венецианцы» указывают: «Роль этого органа должна быть четко ограничена национальной безопасностью и обороной; он должен быть всецело консультативным и не вторгаться в полномочия демократически избранных государственных институтов».

Что касается баланса полномочий между президентом и Кабинетом министров, то он, в основном, останется неизменным. Венецианская комиссия предполагает, что это чревато усугублением существующих проблем и конфликтов, особенно в периоды коабитации (то есть, сосуществования президента и правительства, представленных политическими силами, которые находятся в оппозиции друг к другу). Указывается также на необоснованно широкие полномочия президента в процессе формирования правительства, особенно в ситуации, когда в ВРУ не будет в определенные сроки создано большинство (статья 120 проекта). В таком случае президент может распустить Раду и самолично назначить премьера и Кабинет, ответственных только перед ним. Нужно также заметить, что Венецианская комиссия приветствует устранение «раскола» в процессе формирования правительства, когда весь состав правительства, в том числе министры иностранных дел и обороны, назначаются президентом с подачи премьер-министра.

Из нерешенных в проекте проблем стоит также упомянуть вопрос двойного подчинения местных администраций (статья 150 проекта): их главы являются ответственными перед Президентом и подконтрольными Кабинету министров. «Проект в основном сохраняет ситуацию, существующую в условиях сегодняшней Конституции, и не отображает предложений перенести ответственность за эти административные единицы на Кабинет Министров» – резюмируют эксперты.

Среди рекомендаций Венецианской комиссии следует остановить внимание на двух предложениях, касающихся организации роботы ВРУ и правительства. Во-первых, статья 96 проекта предполагает, что ВРУ принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. Это делает процесс принятия решений чрезмерно трудным, особенно в случае незначительного перевеса голосов большинства. «В соответствии с обыденной парламентской практикой, для большинства решений может быть достаточно большинства голосов депутатов, присутствующих в зале, если будет установлен некий кворум». Несмотря на то, что сегодняшняя ситуация в Раде говорит в пользу подобной новеллы, стоит, однако, детально проанализировать эту обыденную европейскую практику с тем, чтобы «не вышло как всегда». Во-вторых, Венецианская комиссия предлагает внедрить механизм конструктивного вотума недоверия правительству. Его суть состоит в том, что парламент выражает недоверие премьер-министру исключительно посредством избрания нового главы правительства.

Наибольшее недоумение экспертов вызвало, однако, не содержание, а форма проекта и предполагаемый способ его принятия: «Предложенный проект преподносится в качестве совершенно новой Конституции, но сам, по сути, является консервативной версией Конституции действующей. Несмотря на большое количество поправок, этот текст избегает радикального отхода от действующей практики принятия решений». А посему, цитируем, «абсолютно не понятно», почему был избран путь принятия «новой» Конституции посредством референдума? Предлагаемые изменения вполне могли облачиться в форму поправок к Конституции действующей: «Такой подход помог бы сохранить символическую наследственность и укрепить конституционную стабильность». Эксперты «тонко» намекнули, что «стабильность Конституции является важным элементом стабильности в государстве в целом, и никто не должен рассматривать новую Конституцию, как скороспелое решение текущих политических проблем». Венецианская комиссия не стала ничего приукрашивать и откровенно заявила, что избранный путь (принятие новой редакции Конституции на референдуме) является «чьим-то» желанием не столько решить насущные проблемы, сколько желанием оставить вне конституционного процесса ВРУ.

Такая оценка вряд ли может удовлетворить президента и его Секретариат. Складывается впечатление, что, Виктор Ющенко, объявив широкую конституционную дискуссию и создав Национальный конституционный совет, так ничего, по сути, и не добился. Ситуация усугубляется еще и тем, что здесь нельзя свалить все на происки врагов, ибо оценка подготовлена весьма и весьма авторитетной институцией. Здесь, как говорится, ничего не попишешь. А что написано европейским пером, то не так просто вырубить украинским топором. Это мы к тому, что даже если президенту с помощью Секретариата и удастся каким-то образом создать конъюнктурную ситуацию, позволяющую протянуть разработанный проект Конституции (через референдум или в Раде – не важно), то вердикт Европы останется неизменным.

А это не так уж и мало в преддверии президентской гонки, ибо позволит проверить, чем в действительности являются для украинского президента такие понятия, как «европейский выбор» и «европейские ценности» – реальным «акцептом» или же пустышками, оправдывающими бесцельную деловитость.


Назар БОЙКО

Версия для печати  Версия для печати

19 Июня 2008 11:05


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: