|
|
ТЕОРИЯ ФАЛЬШИ Ахиллесовы пятки выборов Каких методов фальсификации ожидает от конкурентов команда Юлии Тимошенко. Выборы без фальсификаций – что каша без масла. Это хорошо понимают соратники Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. И те, и другие полны решимости показать максимальный результат по «своим» округам; и те, и другие готовятся к «грязным фальсификациям» в исполнении оппонентов. «Обком» решил выслушать опасения как БЮТ, так и Партии регионов. И первым интервью нашему изданию дал народный депутат от фракции БЮТ, руководитель департамента по работе с местными советами Исполнительного секретариата Политсовета партии «Батькивщина» Сергей Подгорный. Сергей Петрович – опытнейший спец по части избирательного законодательства, последовательно отработавший на выборах Президента в командах Василия Ланового (1994), Евгения Марчука (1999), Виктора Ющенко (2004, руководитель одного из трех штабов в Донецкой области), а теперь поставивший свои знания на службу Юлии Тимошенко. - Партия регионов неустанно заявляет, что фальсификаций выборов от нее ожидать не приходится; более того – что она заинтересована в чистоте выборов, поскольку у Виктора Януковича – ощутимый рейтинговый отрыв от Юлии Тимошенко. Ваша политическая сила заверяет, что это ПР готовит махинации на выборах. В связи с этим вопрос: в каких областях вы ожидаете наибольших фальсификаций от партии Януковича? - Знаете, я бы делал упор не на области, а на нюансы действующего избирательного законодательства. Потому что по одним нормам закона мы ожидаем очень серьезных фальсификаций на востоке, по другим – в центральной части Украины и на западе. - Даже на западе? Но ведь это – уж никак не «региональные» области… - Объясню. Мы знаем, что формирование территориальных округов на парламентских выборах 2006-07 годов происходило по принципу примерно одинакового количества избирательных участков. А на президентских выборах 2004 года была заложена норма формирования округов примерно по одинаковому количеству избирателей. Казалось бы, схожие нормы – а на самом деле они кардинально разные, позволяющие фальсифицировать выборы. В особенности та норма, которая действовала в ходе президентской кампании 2004 года и будет действовать сейчас. - Что вы имеете в виду? - Что такое окружная комиссия? Это комиссия, которая обрабатывает результаты избирательных участков. Так вот, у нас сегодня есть окружные комиссии с 45-ю избирательными участками (например, в Харьковской области) – и, в то же время, есть округа, где работают 328 избирательных участков. И всем комиссиям отведен одинаковый срок обработки этих протоколов. Понятно, что за этот срок 45 протоколов можно обработать легко. Но обработать за это же время 328 протоколов – практически невозможно. И закон позволяет: если окружная комиссия вышла за границы этого срока, то можно подводить итоги без учета «неучтенных» участков. И получается такая коллизия: если из 328 участков успеют обработать, условно говоря, 250 – то остальные 78 просто выпадут. - Но ведь это опасность универсальная, и Партия регионов с тем же успехом может обвинить и вас в такого рода передергиваниях? - Ну, я просто вижу, что большая часть таких округов – в западной части Украины, это Черновецкая, Тернопольская области. То есть там, где очень много избирательных участков расположено в селе. В Харьковской области таких округов практически нет. В Донецкой – тем более, там максимальное количество участков – 150, а в среднем – 80, 90, 100, 110. И максимальная фальсификация по этой позиции будет именно в западных областях. Более того, поменялось количество округов. Если на парламентских выборах в Тернопольской области было 8 округов (потому что участков много, и они были рассредоточены по округам), то сейчас их – 5. И наоборот, если в Донецкой области было 17 округов, то сейчас – 22. А ведь мы хорошо понимаем, что население Донецка все-таки больше сориентировано на другого кандидата, это объективно (несмотря на то, что у у нас там рейтинг растет, и мы пытаемся сделать там прорыв). Но, тем не менее, факт остается фактом… - Какие еще нормы избирательного законодательства вас беспокоят? - Есть другая, действующая с 2004 года, законодательная норма. Ее суть заключается в следующем: можно ли вносить изменения в список избирателей в день выборов – или же нельзя? Мы считаем, что, категорически, нет. Потому что физически проверить объективность этого обращения избирателя будет невозможно. И потом, не надо забывать, что на сегодня уже создан государственный реестр избирателей. Плохой, хороший - но он есть, и он работает, ему сегодня нужно помогать, в том числе со стороны общественности, для того, чтобы каждый избиратель имел не только право, но еще и обязанность пойти и проверить себя. И сегодня если избиратель получил такое сообщение, и в нем есть ошибка, то каждый может это сделать. Так вот, сегодня закон предусматривает, что избиратель может подать жалобу за час до окончания голосования, то есть в воскресенье, в 19.00. И можете себе представить: в 18.45 человек приходит с решением, условно говоря, окружной комиссии. Физического времени на проверку у участковой комиссии нет, и она этого человека вносит. Такое решение может быть не одно, их может быть несколько. То есть это фактически открепительный талон, - просто сделан он по другой форме. И такую «цепочку» фальсификаций запустить можно. Я понимаю, что многие посчитают, что такую цепочку могут запустить различные политические силы… - Разумеется. Та же Партия регионов может обвинить БЮТ… - …Но опять-таки, это более реально сделать в тех округах, которые, условно, подконтрольны той или иной политической силе. Это большие округа, где избирателей по три, по две с половиной тысячи. Там это удобно делать. А где таких округов больше всего? Я вам называю: Харьков, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Крым. Это территория «бело-голубых», где и главы администраций, областные, районные рады, в основном, составляют люди из Партии регионов. - А какие регионы подконтрольны БЮТ? - Если брать представительство нашей политической силы, то у нас есть представители, в основном, в местных советах – как в центральной, так и в западной части. Но опять-таки, насколько сегодня именно местные советы обладают административным ресурсом? Я думаю, что все-таки основным ресурсом владеют райгосадминистрации и городской голова. Так вот, если посмотреть на райадминистрации, то практически все они понятно под кем - под действующим Президентом. Более того, немаловажно то, что в последние год-полтора происходило с переназначением глав районных администраций. Без согласования с Кабмином шло как их снятие, так и назначение. И это исключительно люди, преданные конкретно Президенту Ющенко. Поэтому мы не можем рассчитывать на тот админресурс, который нам приписывают. - Да, но это вовсе не означает, что эти люди автоматически преданны вашему главному оппоненту Януковичу. - Так Янукович с Ющенко договорился, по большому счету. И мы это все уже прекрасно знаем. И все уже сегодня говорят о том, что Ющенко – технических кандидат Януковича. Поэтому фальсификации будут идти в этом направлении: во-первых, попытаться увеличить число голосующих на востоке, и, во-вторых, уменьшить этот показатель на западе. Плюс то, о чем мы говорили в начале нашей беседы…
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|