28 ноября


10:08

Законопроект об отказе от внеблокового статуса Украины уже поступил в Раду

10:01

Сепаратист Царев придумал, как добить «Новороссию»: нужно Азарова взять в эксперты

09:48

«Чего вы сюда приперлись? Вы Путину не нужны - а мне и подавно»: беженцы из Донбасса ощутили в Мордовии невыносимую легкость российского бытия (видео)

09:18

Рубль и фондовый рынок России рухнули прямо с утра

08:56

Британский суд отказал «Роснефти» в отмене санкций Евросоюза

08:46

Сепаратисты полагают, что сейчас самое время иностранным туристам наведаться в Донецк и Луганск

08:21

Атаки боевиков на украинские позиции ни к чему не привели

00:10

Лига Европы: три украинских клуба набрали сообща три очка

27 ноября


22:59

Первый канадский самолет с военным грузом взял курс на Украину

19:53

Воюющий сержантом в зоне АТО глава Полтавского облсовета пообещал разобраться с «соратниками», которые держат за спиной нож

19:25

Shell разочаровался в востоке Украины

19:20

Российский рубль установил сразу два исторических антирекорда

19:15

10 нардепов хотят выйти из СНГ

19:08

У Путина заверяют, что ВВХ еще не совсем свихнулся на войне с Украиной

18:55

Генерала Назарова выпустили под залог

18:24

Не получив 100 млн долларов у Яценюка, авиакомпания Коломойского перешла к плану «Б»

17:59

Вкладчикам VAB Банка и CityCommerce Bank объяснили, что раньше февраля они своих денег не увидят

17:45

Киевская Троещина стала доступнее на целую полосу

17:39

Вопреки просьбам России ОПЕК не стала сокращать добычу нефти

17:18

Евросоюз готов усилить инвестиционную непривлекательность Крыма

17:08

Турчинов предлагает закончить цирк с «особым статусом» Донбасса

16:15

В зоне АТО завтра снег и мороз

16:05

Киевскую область защитят 4 опорных штаба

15:53

Еще один человек Коломойского решил обескровить Блок Порошенко

15:01

Яценюка переизбрали премьером конституционным большинством

14:47

Порошенко предлагает назначить председателем Антикоррупционного бюро иностранца

14:45

В субботу санкционный список ЕС расширится еще на 13 сепаратистов и 5 финансирующих их компаний

14:05

Гройсман возглавил Верховную Раду

13:50

Продан государственный блокпакет «Винницаоблэнерго»

13:44

В зоне АТО получили ранения 5 украинских военных

ОБКОМ-WEEKEND

Самотополь

Поступившее на прошедшей неделе известие об очередном корабле ЧФ РФ, затопленном самими российскими моряками в оккупированном Крыму, дает повод перелистать отдельные страницы давней и не очень давней истории российского флота и его главной черноморской базы.


«Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь —

Гордость русских моряков!..»

(«Легендарный Севастополь», гимн города)

«После каждого большого поражения у нас срочно начинают искать героев и подвиги»

(Александр Широкорад)

Строго говоря, судьба любого более-менее приметного населенного пункта на этой планете и трагична, и комична; практически любому его обитателю (как из числа живущих, так и уже отмучившихся) найдется аналог в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина - истории нелепой, забавной и страшной. Правда, некоторые населенные людьми пункты смогли все же добиться истинного величия, несмотря на все жесткое ехидство истории (ну, вот вечный Рим, если хотите, или расцветший на песчаных дюнах Тель-Авив), другим это не суждено никогда. Яркие примеры: депрессивные шахтерско-химические райцентры Донбасса, города-спутники БАМа (спасти будущее которых может лишь референдум о присоединении к Китаю) или же Тольятти – поселение в 700 000 душ, возникшее совсем недавно и всю свою жизнь производящее фигню на колесах.

Но воспевать «героическую» историю, допустим, «столицы БАМа» Тынды (как, собственно, и самой железнодорожной магистрали, проложенной «гением» советского народа) очень трудно. Комсомольский задор, отразившийся в молодежном фольклоре 70-х («Милый, приезжай на БАМ, я тебе на рельсах дам»), с годами иссяк, а смысл этого «массового энтузиазма» до сих пор не доступен ни «первопроходцам», ни экономистам, ни железнодорожникам, ни медведям таежным. Жаль, но мирная история строительства социализма не давала советским «тыловым» городам шансов оставить величественный след в мировой истории, - если, конечно, его коренным жителям не был предоставлен случай отличиться при ликвидации крупной техногенной катастрофы, или же эти места не были освоены ГУЛагом и там не селили при Совдепии разных замечательных людей: Чердынь, например, знаменита тем, что туда был сослан Осип Мандельштам; Елабуга - тем, что там затерялась могила Марины Цветаевой, а прииск Джелгала – тем, что там отбывал срок Варлам Шаламов…

В этом плане Севастополю повезло – он как бы всегда на «передовой». Его нынешние обитатели записались в ряды «потомков героических защитников города», и в том строю нашли свое место даже такие отъявленные «потомки», как нардепы от ПР Гадик Колесниченко (производства Умани) или Вадик Новинский, недавний гражданин РФ. Не говоря уже о «солдатской матери» своих дочерей - «регионалке» из Севастопольского горсовета Нине Прудниковой. Эта «понаехавшая» из-под Винницы умудрилась совмещать «героические» вылазки на Майдан к вооруженным «ваххабитам» с заявлениями о том, что (цитируем!) «жители Севастополя поддерживают курс по интеграции Украины на Запад».

Героические севастопольские «предки» надолго обеспечили не своим «потомкам» право совершать любые свинские поступки: хоть оккупантам Путина сдаваться без сопротивления, но с песнями, хоть «героически» сражаться всем миром за дармовой салат «оливье», - индульгенция обитателям «города русской славы» выписана на века. И не попрешь: каждый отброс считает себя «героическим жителем» просто на основании занимаемой им жилплощади где-то на окраине Севастополя. А украинцев, не разделяющих их протухшие «идеалы», в числе предков которых были и герои «первой обороны» города (например, легендарные украинские матросы Кошка и Шевченко), считать предателями «дела Путина» и «бандеровцами».

Но сколь весомы основания считать г. Севастополь, ныне в очередной раз оккупированный, безусловно «городом славы», да к тому же еще и «неприступным для врагов», а сам нынешний Черноморский флот РФ – наследником славного имиджа его «папередников»?

Начнем наш путь вглубь (в буквальном и переносном смысле) с недавних событий. Итак, 13 марта на выходе из Донузлава российским моряками был затоплен уже 4-й с начала с весенней кампании российский же корабль. Вот он, бедняга, полюбуйтесь на картинку, столь любезную сердцу каждого российского моряка:

Из чего следует, что цель этой операции (дадим ей условное название «Самотоп»), направленной якобы на то, чтобы не выпустить украинские корабли из Донузлава, и стартовавшей в ночь на 6 марта с затопления большого противолодочного корабля «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер» ЧФ РФ, сразу достигнута не была. Что и навело историко-военно-морской отдел редакции «Обкома» на мысль, что дело вовсе не в украинских кораблях, а в иных. Так как за сутки до самопотопления «Очакова» и «Шахтера» в направлении к Черному морю развернулся американский авианосец George H.W. Bush. Ну а топить свои же корабли ввиду приближения противника – славная традиция черноморских моряков. Да и не только их.

…Термин «самотоп» не мы изобрели. Причина его возникновения – Русско-японская война начала прошлого столетия, в результате которой львиная доля российских кораблей 1-й и 2-й тихоокеанских эскадр была либо потоплена противником, либо пущена на дно собственными экипажами.

Вот как описывал одну из версий появления этого термина очевидец обороны Порт-Артура, советский писатель Анатолий Степанов, автор известного романа «Порт-Артур»:

«В качалке развалился высокий, широкоплечий, бородатый артиллерийский генерал Никитин, с типичным лицом алкоголика, начальник артиллерии формирующегося в Артуре Третьего Сибирского корпуса. Он был слегка навеселе и потому особенно многословен.

- Наши самотопы продолжают отличаться, — проговорил он громко, чуть хрипловатым басом.

- Какие такие самотопы? - удивилась Вера Алексеевна.

- Да наши герои-морячки! Пока они ни одного японца еще не утопили, зато потопили в Чемульпо «Варяга»и «Корейца», а под Артуром — «Енисея» и «Боярина». Япошкам никогда и не снились такие успехи, если бы не помощь наших самотопов. Погодите, они еще своими руками весь флот перетопят, а сами в Питер укатят.

Стессель громко расхохотался:

- Это ты здорово сказал, Владимир Николаевич. Самотопы! Что правда, то правда, — самые настоящие самотопы! Завтра же всем расскажу, как ты ловко их окрестил» (конец цитаты).

Последняя действительно победоносная страница в истории российско-советского флота была написана более полутора веков назад – Синопское сражение.

(Удачную охоту на морях Второй мировой украинско-румынского одессита Александра Маринеско за «Вильгельмом Густлоффом, трудно однозначно принять за «подвиг», ибо судно было не военным, а вспомогательным, потому и торпедирование его многими считается военным преступлением, повлекшим огромные жертвы. Хотя у советско-российского народа свое мнение на этот счет - ну так они и сбитый южно-корейский «Боинг» до сих пор пытаются выдать за самолет-шпион ЦРУ).

Но и победа россиян в 1853 г. над турецким флотом у мыса Синоп, которая в «новой» России отмечается как «день воинский славы», оказалась пирровой. Именно после этого триумфа и разгорелась Крымская война, результаты которой превзошли все ожидания русских. Во-первых, был осажден и пал Севастополь, несмотря на то, что и война велась на своей территории против десанта тогдашних «натовцев», и превосходство в живой силе на отдельных этапах боевых действий было у русских вполне ощутимое. Во-вторых, пришлось тогда заниматься тем самым «самотопом», дабы преградить кораблям противника доступ в бухту. Наконец, война была безнадежно проиграна, но это поражение пошло на пользу русскому народу: уже спустя пятилетку стартовала реформа Александра-II, в результате которой одни русские на какое-то время перестали обращаться с другими своими «соотечественниками» как со скотом (чего «царю-освободителю» русские же и не простили, убив его через пару десятилетий).

Второй раз корабли Черноморского флота России топили уже большевики в 1918 году по приказу из Москвы – дабы флот Украине не достался. Правда, на сей раз корабли, обреченные на «самотоп», вывели из Севастополя в Новороссийск.

Хотя весной 1918-го года в Севастополе было сказочно хорошо! С кораблей сдернули красные тряпки, и моряки присягнули Украинской Народной Республике (цитируем воспоминания свидетеля тех события по материалу Алексея Пидлуцкого):

«Це було 29 квітня 1918 року. Був чудовий день. Севастопольський рейд вилискував як дзеркало... флягманський корабель Чорноморської фльоти, лінійний корабель «Юрій Побідоносець», з наказу коменданта фльотою підніс сигнал: «Фльоті підняти український прапор!»

Опали червоні плахти. На більшости кораблів почулася команда «Стати до борту». На цю команду по старому, як це було в боєвій Чорноморській фльоті, не розбехтаній ще революцією, стали моряки здовж борту лицем до середини корабля.

«На прапор і гюйс — струнко!»

«Український прапор — піднести!»

І під сурму та свист підстаршин-моряків злетів угору український прапор.

«Розійтись!»

Разом із командою заграли сурмачі. Майже на цілій великій фльоті Чорного Моря залопотіли в повітрі великі жовто-блакитні полотнища» (конец цитаты)

Но уже ночью того же дня ряд кораблей вновь стали «краснознаменные» (вновь цитируем указанный текст):

«Под влиянием большевистской агитации эсминец «Керчь» под красным флагом отправился в Новороссийск. На следующий день следом за ним вышли оба мощнейших линкора — «Свободная Россия» и «Воля», вспомогательный крейсер, несколько эсминцев и сторожевиков. В общем на кораблях, избравших путь к «светлому коммунистическому завтра», из Севастополя ушла примерно половина личного состава Черноморского флота… В гавани Севастополя остался Украинский Державный Военно-Морской Черноморский флот».

А несколько месяцев спустя от Ленина в Новороссийск поступил приказ: «Топить нах!..»:

«17 июня 1918 года, спустя пять дней после подписания перемирия между Украиной и Россией, по условиям которого правительство РСФСР должно было возвратить Киеву все корабли, большевики топят эсминец «Громкий», на следующий день — дредноут «Свободная Россия», эсминец «Керчь». В общем у берегов Кавказа погибли линкор, десять эсминцев, два миноносца и посыльное судно, а восемь сторожевых катеров были погружены на железнодорожные платформы и перевезены в Царицын, где они стали основой большевистской Волжской флотилии.

Так Владимир Ульянов-Ленин отправил на дно «Свободную Россию», - заключает автор...

Символизм данного события – затопление «Свободной России» с целью нанести Украине очередной «решающий» удар исподтишка в процессе бесконечной войны «империи зла» с украинским народом - особенно отчетлив в эти дни, когда путинский режим параллельно с оккупацией Крыма перешел к новому «решающему» этапу бесконечного построения «светлого будущего» на многострадальной российской земле: самоизоляция от всего мира, удушение остатков свободы слова в Рунете, подогревание самых низменных рефлексов своих подданных, не устающих «вставать с колен» под звуки штопаного-перештопанного гимна про «отечество свободное»…

В следующий раз корабли уже советского Черноморского флота стали «самотопами» уже при самом великом «продолжателе дела Ленина» - при Сталине. Всем известно, чем закончилась героическая «вторая оборона» как всегда «неприступного для врагов» Севастополя: захватом немцами города, бегством начальства на подводных лодках и пленением десятков тысяч брошенных на милость противника красноармейцев и матросов… Но начиналось все не так трагично, как закончилось: все начиналось потешно.

Дело в том, что и задолго до войны, а уж особенно в ее первые часы и дни советское командование ужасно боялось, что через Босфор и Дарданеллы в Черное море проберется не только немецкий, но и итальянский флот. О том, чем эти галлюцинации и мифы (которыми перед войной вообще страдало руководство СССР во главе с величайшим полководцем и флотоводцем всех времен и народов) обернулись для Черноморского флота подробно рассказано в книге Александр Широкорада – российского историка и писателя с шовинистическим «уклоном», что в данном случае особенно ценно. Приведем несколько цитат из его исторического исследования под названием «Адмирал Октябрьский против Муссолини», в котором излагается его версия ответа на вопрос: «Как и почему немцы захватили Крым и Севастополь?» (цитируем):

«Выполняя рaспоряжения комaндовaния ВМФ, Черноморский флот в период с 23 июня по 21 июля 1941 г. постaвил в рaйоне Севaстополя, Одессы, Керченского проливa, Новороссийскa, Туaпсе, Бaтуми и озерa Устричное 7300 мин и 1378 минных зaщитников, что состaвило, соответственно, 61 % и 50 % всего нaличного минного зaпaсa,

Минные зaгрaждения стaвились кaк в дневное, тaк и в ночное время… Нaдо ли говорить, что точность постaновки мин днем и ночью в условиях светомaскировки, кaк говорят в Одессе, «две большие рaзницы»…

Понятно, что уже в ближaйшие недели нaчaлись подрывы нaших корaблей нa собственных минaх. Тaк, 30 июня пaровaя шaлaндa «Днепр» вышлa из Севaстополя и взорвaлaсь нa мине. Шaлaндa нaпрaвлялaсь в Николaев для переоборудовaния в сторожевой корaбль.

Список потерь от собственных оборонительных зaгрaждений может зaнять не одну стрaницу. Нa них гибли корaбли и спустя несколько лет после окончaния войны. Но зaто нa этих зaгрaждениях не подорвaлся ни один корaбль противникa, по крaйней мере, до зaнятия соответствующих портов гермaнскими войскaми» (конец цитаты).

А вместо линкоров Муссолини итальянцы появились у советского побережья Черного моря только «в виде» боевых пловцов, с которыми бороться при помощи мин, в общем-то, не совсем разумно и эффективно…

И вот история, где и не разберешь что с чем - трагедия и фарс - в каком порядке чередуются, – повторяется уже в наши дни.

Остается, конечно, некоторая надежда на то, что если уж не уроки истории, то уж уроки современности чему-то да научат тех, которым все равно, что «помнить» и чем «гордиться». Особенно в военной истории России и СССР, особенно – при разговорах о подвигах на морях и океанах. Да и не только на морях.

Есть водоемы и «попроще», которые для героических «защитников» (советско-российские армия и флот всегда ж защитники, а как же иначе?!) почему-то стали непреодолимы препятствием. Приведем напоследок простой пример из серии «очевидное, когда-то казавшееся невероятным».

Недавно в РФ развернулась очередная похабная история в деле пробуждения пещерного «патриотизма». Речь о «дискуссии» о необходимости ужасающего числа жертв блокадного Ленинграда, жертвой которой (этой дискуссии) стал единственный независимый в РФ телеканал «Дождь». В обсуждение проблемы, если таковой можно назвать травлю телеканала и его отключение почти на всех телевизионных просторах России, вмешался еще один известный российский историк-публицист – Марк Солонин, который попытался дать «правильные ответы на некорректный вопрос про Ленинград и блокаду».

Предлагаем и «фанатам» этой самой «героической истории» ВОВ, и закоренелым ненавистникам «гнилого Запада», и просто экс-советским людям, уверенным, что про осаду Ленинграда они все самое главное узнали из «опупеи» Чаковского «Блокада» (столь чтимой в «самой читающей стране мира»), вдуматься в следующие строки г-на Солонина:

«В рамках поставок по ленд-лизу в Советский Союз поступило (главным образом из США) 17,3 млн. тонн различных грузов. Трудно сказать, на какое число дней будет правильно поделить эту цифру (объем поставок весьма сильно менялся из года в год, из месяца в месяц), но порядок величин в целом понятен: 15-20-25 тыс. тонн в день. Эти тысячи тонн надо было переместить на 4500-5000 морских миль. А для снабжения Ленинграда через Ладожское озеро надо было провести баржу на расстояние от 20 миль (если проложить маршрут по кратчайшему расстоянию через т.н. «шлиссельбургскую губу») до 55 миль (если идти в Новую Ладогу). Между цифрами 55 и 5000 есть разница, и тут уже количество переходит в качество. 55 миль - это возможность пройти весь маршрут под прикрытием ночной мглы, под прикрытием истребителей. 5000 миль - это несколько недель в открытом океане, где бывают шторма в 9 баллов, где невозможно обеспечить прикрытие с воздуха, где шныряют вражеские подводные лодки, а встреча с крупным военным кораблем противника означает верную гибель. Американцы со всем этим справились. Нынешние «патриоты совка», захлебываясь в крике и пене, пытаются доказать, что сиволапые русские не могли, ну никак-никак не могли найти пару ржавых посудин, паровой буксир с трубой и провести их по Ладожскому озеру…» Конец цитаты.

...Из японо-русской бойни у острова Цусима вырвался крейсер «Аворора», добравшийся до филиппинской Манилы, сдавшийся там американцам «под подписку о неучастии в боевых действиях» и позже добравшийся до берегов России. В октября 1917-го холостой залп его орудий положил начало тому миру, из которого ох как непросто выбраться и через сто лет. Особенно, если и не хочешь оттуда выбираться. Как там пелось в милой песенке, исполнявшейся советскими ребятишками? «Что тебе снится, крейсер «Аврора»? - Снятся мне трупы и горе людей…» Послушайте при случае, умиляет текст и исполнение…

Это гораздо страшнее, нежели задушевное пение о «будущем» мальчика со свастикой на рукаве в «Кабаре» Боба Фосса.

...Итак, что там у нас еще есть в великой и славной истории советско-российского флота после Синопской баталии? Неудачные десанты в Керчи и Евпатории, обернувшиеся морем крови? Кронштадтский «мятеж» балтийских моряков, пытавшихся искупить свою вину перед Россией за поддержку большевиков?.. Ах, да, конечно же! Гибель подлодки «Курск», на самой заре царствования Путина, освященное его комментарием: «Она утонула». Как мы недавно упоминали (см. И перед ним – разбитое корыто…), на «Курске» служили и моряки из Севастополя…

Они тоже стали жертвой того «самотопа».

Позволим себе перефразировать Гоголя: «Страшно жить в этом «русском мире», господа». В мире, который сегодня пытается поглотить и Крым, и Севастополь. Да и всю Украину.


Евгений КОСЯЧКОВ

Версия для печати  Версия для печати

16 Марта 2014 21:20


 

 

Когда, по Вашему мнению, следует ожидать третий Майдан?

Еще через 9 лет (33)

Нынешней зимой (630)

Не раньше освобождения Донбасса (203)

До конца президентского срока Порошенко (220)

Уже никогда (359)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: