|
|
Украине предстоит конституционный референдум Изменения в Конституцию будут вноситься в два этапа, при этом президент не будет определять ни перечень положений основного закона, в которые необходимо вносить изменения, ни список «запретных» тем. Об этом, а также о сроках работы Конституционной рассказала в интервью Коммерсанту-Украина секретарь ассамблеи Марина Ставнийчук. — Когда завершится внесение изменений в Конституцию? — Мы ориентируемся на один-два года работы. Однако имейте в виду: не исключено, что мы будем готовить не один целостный проект изменений в Конституцию, а пакет проектов. Я ожидаю, что будет два этапа и два законопроекта. — Можно ли ожидать, что какой-то из них будет принят парламентом еще до 2015 года, до президентских выборов? — Более того, я рассчитываю, что при достаточной поддержке мы завершим за этот срок весь конституционный процесс. Первый же законопроект может появиться уже осенью этого года. — В чем будет заключаться первый этап реформы? — Президент определил два приоритета — конституционное урегулирование системы правосудия и реформирование местного самоуправления. Остальное, вероятно, будет рассмотрено в ходе второго этапа. — Какова будет роль президента в процессе изменения основного закона? Намерен ли он влиять на работу Конституционной ассамблеи (КА)? — Вы же слышали выступление президента — он не давал ассамблее ни указаний, ни рекомендаций, не говорил, чем они должны заниматься и как они должны это делать. Его выступление носило скорее ценностный характер. Мне кажется, что нынешний состав КА дает возможность этому органу самостоятельно подготовить научно обоснованный документ. Другое дело, что диалог с главой государства тоже должен быть, ведь ассамблея — это консультативно-совещательный орган при президенте. — Разработкой закона о выборах народных депутатов тоже занимался консультативный орган при президенте, и тогда Виктор Янукович заранее определил ключевые параметры новой избирательной системы. Работа КА пойдет по тому же пути? — Это невозможно, я исключаю эту ситуацию! Члены ассамблеи сразу определили: нет вопросов в реформировании и модернизации Конституции, которые не могут быть предметом ее рассмотрения. Вы же понимаете — я как ее секретарь могла уже сегодня предложить план работы, но мы решили работать по-другому. Инициативы будут поступать только «снизу», от членов КА, при этом по каждому пункту будущего законопроекта решение будет приниматься двумя третями голосов. — Есть ли гарантия, что президент, получив конституционный законопроект от КА, подаст его в парламент в неизменном виде? — Вы задаете вопрос, на который нет ответа ни у кого, даже у самого президента. — Допускаете ли вы, что законопроект, оказавшись в парламенте, претерпит изменения, и его содержание будет отличаться от разработанного ассамблеей? — Да, такой риск существует. Поэтому ассамблея должна работать, учитывая реальность, ее членам следует взаимодействовать и с президентом, и с парламентом. Никто не лишит президента права дискутировать о положениях законопроекта, который он подает в парламент, и никто не лишит народных депутатов права вносить изменения в проект в ходе его рассмотрения в Раде. — Будут ли изменения в Конституцию утверждаться на референдуме? — Согласно действующей Конституции, при внесении изменений в раздел I (общие принципы), III (выборы, референдум) и XIII (порядок внесения изменений в Конституцию) референдум обязателен. Я четко осознаю, что есть необходимость усовершенствования и первого, и третьего разделов, так что, очевидно, будет референдум по внесению изменений в Конституцию. — Ранее звучали предположения, что принятие новой редакции Конституции, в отличие от внесения в нее изменений, можно провести в обход Рады на всенародном референдуме. — Идей много, в том числе у членов КА. Спор по этому поводу ведется давно. Однако конституционный путь обновления основного закона только один — тот, что определен в его XIII разделе. Президент также говорит, что легитимность работы должна быть обеспечена соблюдением конституционной процедуры внесения изменений в Конституцию. Поэтому я исключаю возможность того, что будет выбран какой-то другой вариант. И я настаиваю, что проведение референдума не исключит парламент из конституционного процесса. Это будет тот референдум, который предусмотрен нынешним порядком внесения изменений в Конституцию.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|